Получение диплома с отличием, за редкими исключениями, не приносится владельцу почти никаких преимуществ, кроме морального удовлетворения - между тем, требуя от студента напряжения всех сил. Ситуацию решили изменить депутаты Госдумы - они предложили снизить для "краснодипломников" стаж, необходимый для приема на госслужбу, с трех лет до одного года.
Еще с советских времен студенческая пословица гласит: "Синий диплом - и красная физиономия, красный диплом - и синяя физиономия". Правда, в оригинале вместо "физиономии" употреблено несколько более крепкое словцо - но это несущественно. Главное, молодежный фольклор подметил фундаментальную особенность разных типов обучения в ВУЗе для получения того или иного типа документа. Учишься на "троечки" (максимум - на "четверки") - можешь особо не напрягаться, грызя гранит науки. Живи в свое удовольствие, отдыхай (и занимайся более приятным "молодым делом") сколько влезет - диплом получишь все равно, при этом сохранив цветущее здоровье и внешний вид.
А вот для того, чтобы стать отличником, во всяком случае, имея 75 процентов "пятерок" по экзаменам обычным и все - по "государственным" - надо очень хорошо потрудиться. Лицо хрестоматийно синего цвета, может, и не приобретешь - но прослыть "ботаником", сосредоточенным лишь на учебниках, можно в два счета.
Конечно, "красный диплом" помогает сохранять высокую самооценку, доставляет радость родителям и педагогам. Но, когда он, наконец, получен - оказывается, что бонусы, которые дает "краснокожая паспортина", достаточно эфемерны.
Фактически, речь идет лишь о первоочередном праве "краснодипломника" поступать в аспирантуру. Что, действительно, все еще актуально для некоторой части выпускников. Особенно - юношей, которым трехлетний "довесок" к высшему образованию позволяет, кроме написанной диссертации, получить еще и отсрочку от призыва в армию на совершенно законном основании. Потому, как это недавно отмечалось на заседании правительства, в некоторых ВУЗах по гуманитарным специальностям добрая половина студентов по окончании "идут в науку". О качестве последней, ввиду такого откровенного "гона плана по валу", лучше умолчать.
Однако именно последний момент показывает - в нынешнее время "красный диплом" перестал быть некой уникальной "отмычкой" к заветной аспирантуре. Это в советские времена, с их жестким распределением молодых специалистов и контролем за их отработкой положенных трех лет, законно поступить "учиться на ученого" можно было лишь при наличии диплома с отличием. А ныне объем аспирантуры напоминает количество мест для подготовки будущих юристов, экономистов, менеджеров в российских ВУЗах - конкурс среди них если и есть, то лишь в самых престижных "альма-матер". Так что и с этой точки зрения учиться на отлично студенту особого резона нет.
Еще хуже обстоят дела с чисто финансовой мотивацией работающих отличников-выпускников. Если в университете им еще могут платить повышенную стипендию - то на практической работе такие случаи носят эпизодический характер. Помнится, в последние годы Союза обсуждался вопрос о повышении зарплаты "краснодипломникам" в первые три года после окончания учебного заведения - на 25 процентов. Но хороший замысел канул в Лету вместе с "шестой частью суши".
Да и как можно заставить частный бизнес тратить дополнительные деньги на бывших отличников? То есть, заставить работодателей ввести соответствующие надбавки, наверное, можно - но это, в большинстве случаев, приведет разве что к нежеланию принимать таких "слишком умных" специалистов в своиучреждения.Подобнобеременнымженщинам, также претендующим наразличные законные льготы.
Обладатель "красного диплома" обладает лучшими знаниями? Да, но в бизнесе в первую очередь ценится опыт, умение работать с людьми. А "пятерки" в приложении к диплому в этом смысле носят лишь вспомогательный характер. Да, они будут служить лучшим подспорьем для формирования будущего "профи". Но вообще, во всем мире бизнес не горит большим желанием финансировать нечто фундаментальное - будь то инфраструктура, образование или не-прикладная наука, этим занимается государство.
Между тем, государственное поощрение выпускников-отличников также оставляет желать лучшего. То, что предпринимается - касается, в основном, педагогов. Например, в России "краснодипломники", уехавшие работать в школу, получают десятипроцентную надбавку к окладу, в Петербурге им же вместо стандартных "шести единиц" единовременного пособия положено целых восемь таких же условных единиц, позже рассчитывающихся бухгалтериями в нормальные рубли.
Не лучшим образом обстоят дела и у соседей России. Так, в Белоруссии надбавки за "красный диплом" (те же 10 процентов) даются только учителям. На Украине, правда, киевский градоначальник решил поощрять всех работников бюджетной сферы, выплачивая им пятидесятипроцентный бонус за диплом с отличием. Но и за диплом обычный киевляне будут получать 30 процентов надбавки - разница довольно небольшая.
Стоит ли удивляться, что в российских ВУЗах по статистике получают "красные дипломы" всего от пяти до семи процентов выпускников? Остальные, правда, не целиком "тихие троечники", среди них есть и "хорошисты" - но все же, все же...
Похоже, настоящая ситуация перестала устраивать политиков. В конце мая группа депутатов от "Единой России" внесла в Госдуму законопроект, предусматривающий существенные льготы для выпускников ВУЗов, окончивших их с отличием. Речь идет о порядке трудоустройства для них на государственную и муниципальную службу. В настоящее время, согласно законодательству, минимальный трудовой стаж таких кандидатов должен составлять три года. Что, кстати, выглядит несколько странным - с учетом того, что госчиновники со всех трибун ратуют за "создание рабочих мест для молодых специалистов", критикуют бизнес за стремление брать на работу только опытных работников, имеющих стаж, что приводит к дискриминации молодежи. Но сами следуют точно такому же принципу: "Неопытные специалисты на госслужбе не нужны".
Как бы там ни было, но в соответствующие нормативные документы депутаты предлагают внести поправки - снижающие минимальный стаж, необходимый для поступления на государственную и муниципальную службу всего до 1 года - для тех, кто имеет "красный диплом". По мнению народных избранников, такие меры будут стимулировать учащихся получать более качественное образование, а также способствовать увеличению кадровой скамейки путем привлечения на работу молодых, талантливых специалистов.
Что ж, думается, данная инициатива будет очень кстати. Государственная служба, быть может, и не столь "денежна", как в коммерческих структурах - но все же пользуется достаточным авторитетом у соискателей. И желание иметь льготы для поступления на нее могут подвигнуть гораздо большее количество российских студентов, чем нынешняя двадцатая часть, учиться на одни пятерки. А к концу обучения они сами решат, где им применить свои выдающиеся таланты - на поприще государственного служения, в той же фундаментальной науке, которой тоже требуются умные "кадры" или в любом другом месте. А общество в целом в любом случае от этого только выиграет.