Выступление высокопоставленного чиновника или проезд кортежа со спецсигналами вызывает у обывателя ухмылку: "Слуги народа!" Вспоминается шутка и про народ, который имеет лишь то правительство, которое его имеет. Сюда же относится и знаменитая формула писателя и журналиста Владимира Гиляровского о двух российских напастях: "Внизу — власть тьмы, а наверху — тьма власти". Преодолеть недоверие между властью и народом предлагает губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев. По словам губернатора, он хочет, чтобы люди ему доверяли и понимали, зачем и почему он предпринимает те или иные шаги.
Корреспондент "Правды.Ру" встретился с губернатором Нижегородской области В. П. Шанцевым.
— Валерий Павлинович, каковы в целом итоги социально-экономического развития Нижегородской области в 2012 году и за первый квартал 2013 года? Удалось ли добиться плановых показателей и каковы тенденции?
— В целом итоги соответствуют нашим стратегическим установкам. Мы вышли на темпы развития экономики выше среднего уровня по России. Если говорить об основе экономики, о промышленности, то темпы роста примерно на уровне пяти процентов. Это полностью соответствует нашей стратегии до 2020 года. Особенно бурными темпами развивается автомобилестроение. В прошлом году у нас несколько поотстали черная металлургия и нефтепереработка. Что касается нефтепереработки, это было связано с проведением плановых капитальных ремонтов. Ведь когда-то этим тоже нужно заниматься. Нас радует, что в этом году обе эти отрасли вышли на более высокие темпы. Показатели в первом квартале текущего года около 7,6 процента, что уже выше соответствующих показателей первого квартала в прошлом году.
— На этой неделе в Нижнем Новгороде прошел XV международный форум "Великие реки-2013". Ваши впечатления от этого форума. Как вы оцениваете его итоги?
— Очень хорошие впечатления. Я открывал этот форум. В этом году был небывалый интерес к нашей площадке. В экспозиции приняли участие более 500 различных фирм и предприятий, в научной части — около полутора тысяч участников. Было сделано порядка 800 докладов, что на сто докладов больше, нежели в прошлом году. Среди участников 25 стран, что в полтора раза больше, чем в 2012 году. И 52 региона, что в два раза больше, чем в минувшем году. Это говорит о том, что наша площадка действительно очень масштабная. Здесь проходит очень много серьезных обсуждений, съезжается большое количество специалистов: политиков, людей, которые занимаются проблемами экологии и проблемами развития ситуации в бассейнах великих рек не только в нашей стране, но и за рубежом.
Характерно, что уже несколько лет подряд мы совмещаем международный форум "Великие реки" с архитектурно-строительным форумом. Это своего рода ноу-хау нижегородской земли, потому что во всем мире постоянно идут споры о том, что строители и архитекторы разрушают экологию, разрушают то, что нам досталось от предыдущих поколений. Поэтому мы совместили оба форума, чтобы показать — это совсем не так. Все современные решения, в том числе строительные материалы, новые строительные технологии, новые методики развития, генеральное планирование, если они разумно сочетаются с экологическими требованиями, то они продвигают нас вперед и способствуют улучшению экологии. А если это делать без нормального симбиоза или когда каждый будет работать сам по себе, то мы будем строить, никак не улучшая экологическую ситуацию. Плюс обсуждается энергетическая безопасность. Плюс гидрометеоролическая безопасность. И много новых решений, технологий, например, в области экологического мониторинга.
Мне очень понравилась система "Зеленого телефона". В систему, которая работает в масштабе всей области, любой желающий может занести вопрос, который его беспокоит. Кто-то заметил где-то свалку или другое нарушение экологического равновесия и заносит в эту систему свой сигнал. Полученный сигнал отрабатывается всеми отвечающими за это структурами, и вопрос не снимается до тех пор, пока тот, кто поставил этот вопрос, не скажет: "Все — я доволен".
Нижний Новгород — едва ли не единственный из российских городов-миллионников, не имеющий, в частности, своей объездной кольцевой дороги. Поэтому в преддверии Чемпионата мира по футболу, который в 2018 году пройдет, в том числе, и в этом волжском городе, особое внимание уделяется развитию транспортной системы. От федерального правительства были получены необходимые средства на строительство мостов, дорог, метро и на самый главный объект предстоящего Мундиаля — спортивный стадион.
Губернатор отметил, что на этом комплексном спортивном объекте, в котором давно нуждался Нижний, столица Приволжского федерального округа, будет возведен современный стадион с козырьком над всеми зрительскими местами, с подогревом посредством инфракрасных лучей до 15 градусов. Кроме спортивных состязаний, на стадионе можно проводить любые массовые мероприятия — например, приглашать музыкальных звезд со всего мира.
"Благодаря участию в таком проекте, как Чемпионат мира, мы формируем общественно-политический центр города Нижний Новгород, — сказал Валерий Шанцев. — Там есть кафедральный храм, выставочная площадь, там будет конгресс-зал на 4,5 тысячи мест, и там есть многоцелевой универсальный стадион. Туда мы проведем метро. Если бы у нас был такой комплекс на тот момент, когда в Нижний привозили пояс Богородицы, это прошло бы куда в более подходящих, цивилизованных условиях".
В 2014 году на озере Светлояр должен быть закончен арктический театр. "Весь мир рисует Китеж-град, и у каждого он свой. Мы же там посредством лазерных технологий откроем показ представлений в живом Китеж-граде", — заметил губернатор.
Нижний Новгород не имеет права превратиться в город небоскребов, и здесь велика проблема расселения туристов и приезжих. Самые большие гостиницы рассчитаны на заселение 300-400 человек. Это предел. Следовательно, необходимо строить отели и гостиницы так, чтобы они гармонично вписывались в городской ландшафт.
Губернатор с гордостью рассказал о нижегородском автопроме, точнее о "сердце автомобильного кластера — Горьковском автомобильном заводе" и его двух моделях собственного производства — "ГАЗель-Бизнес" и "ГАЗель-Next". Одновременной постановкой на выпуск наряду с этими моделями Mercedes Sprinter нижегородцы стали безусловными лидерами по выпуску малотоннажных грузовиков и микроавтобусов.
"Многие проблемы "ГАЗели", которые были прежде, сняты благодаря использованию высококачественных узлов ведущих мировых автомобильных фирм, — подчеркнул Валерий Шанцев. — Наконец-то ГАЗ стал прибыльным предприятием. Сегодня там оптимизируют производство с точки зрения увеличения рабочих мест".