Премьер-министр Дмитрий Медведев считает, что действующий состав российского правительства можно называть партийным. Однако в нынешней ситуации для "Единой России" есть не только "плюсы", но и "минусы".
На недавней встрече главы кабмина с активом "Единой России" Дмитрий Медведев заявил, что Россия по форме правления является президентской республикой, но вместе с тем правящая партия и соответствующая ей фракция в Госдуме имеют важнейшее значение для формирования правительства. "Нынешнее правительство - первое в истории нашей страны, которое можно назвать партийным хотя бы потому, что его председатель является и председателем правящей партии", - сказал Медведев. Отметив в связи с этим, что более плотное взаимодействие между правительством и руководством партии "естественно и необходимо".
Между тем, как раз в "естественном взаимодействии" между министерствами и "партией власти" существуют серьезные проблемы. В ходе обсуждения подверглись критике действия отдельных министров. И в первую очередь речь идёт о министре образования Дмитрии Ливанове, которому уже не в первый раз предъявляются достаточно серьёзные претензии, и позиция которого зачастую идёт вразрез с интересами партии.
В частности, грандиозный скандал разгорелся после того, как в декабре прошлого года Ливанов резко высказался против инициативы "единороссов" относительно запрета на иностранное усыновление российских сирот. А ведь Ливанов, как ни крути, во-первых, член Высшего совета "Единой России". Во-вторых, именно его ведомство отвечает за выработку и реализацию государственной политики в сфере воспитания, опеки и попечительства, в отношении детей-сирот. И, как справедливо заметили в "ЕР", тем самым министр "расписался в недееспособности возглавляемого им министерства и признался в собственной профнепригодности".
Возникали претензии и к руководителям других министерств, которые либо являются членами "Единой России", либо получили поддержку партии в ходе своего назначения.
Казалось бы, нет ничего проще, чем единомышленникам договориться о единой модели поведения. И это не обязательно должен быть беспрекословный "одобрямс". Но, по крайней мере, ожидается, что движение будет идти в одном направлении, а разногласия будут касаться отдельных нюансов реализации той или иной концепции. А если тот или иной министр демонстрирует откровенное неуважение к продвинувшей его (и, соответственно, несущей ответственность за его действия) партии, если его деятельность вызывает критику не только со стороны партии или экспертного сообщества, но и российского общества в целом, то должны существовать механизмы, позволяющие урегулировать возникший конфликт противоречий.
Но получается, что такого механизма нет. Зато есть номинальное партийное правительство, отдельные представители которого упрямо гнут свою линию, не обращая ни на кого внимания - ни на граждан, ни на партию, с которой как раз и будут ассоциировать все неудачи правительственного блока.
Безусловно, здравый смысл подсказывает, что партийное представительство в правительстве позволяет последнему быть более ответственным. Но взяв на себя роль политического флагмана, "Единая Россия" может попасть в ту же самую ловушку, что в своё время КПСС, объявившая т.н. "горбачёвский призыв".
В СССР членство в правящей партии давало возможность для карьерного роста. Это факт. Но вместе с тем, чтобы продвинутся по карьерной лестнице, человек получал образование в партийной школе, и его движение вверх было логичным и поступательным. Горбачёв, нарушив отработанный механизм, открыл шлюзы для быстрого роста для нового поколения карьеристов, что привело к появлению в элите лиц либо не самых умных и профессиональных, либо наоборот, чересчур предприимчивых, рассматривающих новые возможности исключительно в личных целях. Яркий пример - Михаил Прохоров, вступивший в КПСС как раз на излете существования СССР.
Нечто похожее происходит сейчас и с "Единой Россией", которая обрастает попутчиками, рассматривающими ее в качестве удобной ступеньки, но чья идеология, чьи внутренние убеждения лежат в стороне от линии партии. Вот и получается, что "единороссам" приходится бороться даже не столько со сторонними оппонентами, сколько с внутренней фрондой.
И, честно говоря, выходов из этой ситуации не очень много. Либо партия, предложившая ту или иную кандидатуру на министерскую должность, получает право отзыва своей креатуры. Либо сам министр должен приостановить своё членство в партии. В противном случае получается кавардак, который не нужен ни партии, ни правительству.