НКО предлагают стать человечнее

 

Фонд развития гражданского общества (ФоРГО) подготовил доклад о состоянии некоммерческих организаций в России. Эксперты фонда считают, что развитие НКО невозможно без активного участия и поддержки государства. Это не особенность России, об этом свидетельствует мировой опыт.

В докладе (полностью он будет опубликован на сайте ФоРГО 29 марта)  отмечается, что по состоянию на 14 марта 2013 года на сайте Министерства юстиции числятся 405720 НКО. В этот перечень входят как организации, имеющие статус "исключенных" (184647), так и статус "зарегистрированных" (221 073).

Из числа зарегистрированных к "третьему сектору" можно отнести 192956 организаций (напомним, что "первый сектор" - государственный, второй - бизнес).

В докладе отмечается, что число людей, занятых в третьем секторе, превышает 828 тысяч человек. Но при этом уровень государственной поддержки этой сферы в России существенно отстает от развитых стран.

Для сравнения - в нашей стране доля государства в финансировании НКО составляет пять процентов. А, например, в Канаде - 54 процента. Это притом, что уровень госфинансирования растет - с 4,7 млрд рублей в прошлом году до 8,3 млрд в нынешнем.

Как ранее сообщала "Правда.Ру", председатель правления Фонда развития гражданского общества Константин Костин отмечал, что "третий сектор" "безусловно недофинансирован". В некоммерческих организациях "часто люди работают безвозмездно либо за низкие зарплаты, в плохо оснащенных офисах".

"В общей сложности этот сектор получает где-то 30 миллиардов, а работает на 80...", - подчеркнул глава ФоРГО.

По его мнению, НКО как раз необходимо до 60-80 млрд рублей ежегодно. Причем источниками финансирования должны быть не только деньги государства, но и пожертвования бизнеса. Который можно было бы стимулировать налоговыми льготами или вычетами.

По мнению авторов доклада, для устойчивого развития НКО в нашей стране необходимо создать единую государственную концепцию формирования и поддержки "третьего сектора" в России. В то же время, указывают они, необходимо, чтобы росла доля организаций, которые оказывают социальные услуги населению (для чего государство могло бы передать часть таких услуг в ведение НКО). Сейчас же преобладают организации, которые стремятся взять на себя функции общественного контроля и экспертизы, говорится в докладе.

Механизмы господдержки должны быть простыми, прозрачными и доступными. Кроме того, авторы доклада считают необходимым ввести налоговые льготы не только для бизнеса, поддерживающего социально ориентированные НКО, но и для некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги.

"Во всем мире государственное финансирование получают религиозные организации - как правило, на образовательные программы и помощь социально незащищенным слоям населения. В России институты традиционных конфессий также могли бы получать госфинансирование на эти виды деятельности", - говорится также в докладе.

"Думаю, это было бы хорошо при условии государственного и общественного контроля за расходованием этих грантов и качества исполнения этих услуг", - заявил ранее "Правде.Ру" профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев.

"И также очень важно, я считаю, дать возможность нашим прихожанам проявлять свою веру не только в посте и не только в молитве, а в таком вот евангельском служении людям", - подчеркнул он.

Для достижения этих целей авторы доклада предлагают создать пул некоммерческих организаций-операторов, которые отвечали бы за распределение грантов по направлениям и формирование экспертных советов при них.

При этом они ссылаются на зарубежный опыт.  "Так, например, в Великобритании к ним относится Ассоциация руководителей добровольных объединений, в ФРГ - Союз германских неправительственных организаций по вопросам политики развития, организация "Белое кольцо", в Швеции - "Форум Сид", организация "Спасем детей", в Дании - Датский совет организаций инвалидов, Датский молодежный совет и др.", - говорится в докладе.

В качестве возможных направлений деятельности НКО составители доклада называют следующие: социальная помощь; социально-культурная деятельность; правозащитная деятельность (юридическая поддержка, профилактика и т.д.); историческая и военно-патриотическая деятельность; экология и среда обитания; детская проблематика; здравоохранение, профилактика и охрана здоровья.

Издания, анализирующие доклад Фонда развития гражданского общества, акцентируют внимание на разных его аспектах. Доля социально ориентированных НКО в России намного ниже, чем в развитых странах Европы и США - всего 13,5 процентов против 60-70 процентов.

При этом издание приводит мнение представителя ассоциации "Агора" Павла Чикова, который считает неясным, почему правозащитную деятельность, связанную с контролем за действиями властей, нельзя считать социальной. От помощи он бы не отказался, но "чиновники не способны распределять ее эффективно".

Газета "Известия" цитирует главу Фонда развития гражданского общества Константина Костина. По его мнению, "присутствие в информационном поле представителей НКО растет, а доверие и осведомленность об их деятельности, cудя по исследованию, - нет".

"Потому что информация идет мимо. Людей не в первую очередь интересуют контролирующие функции. Не может быть, чтобы на одного работающего было семь проверяющих и советчиков. Нужна обратная пропорция", - заявил Костин.

Ему возражает руководитель российского отделения Transarency International Елены Панфиловой. "Я бы не сказала, что у нас мало организаций, которые занимаются оказанием социальных услуг гражданам. Наоборот, их больше, чем организаций, занимающихся реальным гражданским контролем", - заявила она.

"Лента.ру", рассказывая о докладе, большое внимание уделяет тому его разделу, где говорится об ограничениях, которые существуют в различных странах на иностранное финансирование НКО. "Исследователи дают понять, что и в Европе, и в США, несмотря на отсутствие законодательных запретов, власти стараются максимально осложнить жизнь НКО, получающим зарубежные гранты", - сообщает издание.

Но картина была бы неполной без критики российского закона об "иностранных агентах" (инициаторы принятия которого ориентировались как раз на зарубежное законодательство в этой сфере). "Юристы из российских НКО, анализировавшие американский закон, неоднократно заявляли, что при принятии его российской версии, были подменены понятия: американский закон регулирует деятельность иностранных лоббистов, к числу которых не принадлежат правозащитные организации", - сообщает "Лента.ру".

Газета "РБК daily" цитирует члена президентского совета по правам человека Дмитрия Орешкина, который увидел в предложениях экспертов ФоРГО желание власти создать подконтрольные НКО. "Конечно, для власти было бы здорово, если бы "Голос" или Transparency International занялись помощью детям вместо своих отчетов о коррупции и выборах", - заявил Орешкин.

Противоположного мнению придерживается член Общественной палаты, проректор РЭИ им. Плеханова Сергей Марков. "Конечно, у нас должно финансировать государство. На Западе НКО могут финансироваться из частного бизнеса, эти деньги не облагаются налогами. А в России такого нет", - сказал он. Политолог поддержал передачу социальных функций министерств НКО, назвав это отработанной многими странами практикой "общественного аутсорсинга".

"Надо идти по этому пути, но выключить административное бремя", - подчеркнул Сергей Марков.