Четыре года назад в российско-американских отношениях произошло примечательное событие. Госсекретарь Хиллари Клинтон подарила министру иностранных дел Сергею Лаврову сувенир в виде кнопки. На которой по-английски было написано Reset, а по-русски (латинскими буквами) - Peregruzka.
Случившийся конфуз обернули в шутку. Министр поправил: "Вы написали неправильно, должна быть перезагрузка, а не перегрузка". На что рассмеявшаяся Клинтон заявила, что постарается не допустить "перегрузки" в отношениях между двумя странами.
Спустя четыре года можно констатировать, что со своей задачей госсекретарь не справилась. Причем нельзя сказать, что все это время отношения катились по наклонной. Однако они едва ли сейчас намного лучше, чем это было в последние месяцы пребывания у власти предшественника Барака Обамы на посту президента США - Джорджа Буша-младшего.
По сути "перезагрузка-перегрузка" и была призвана исправить сложившуюся на тот момент ситуацию. Но - не получилось. Из-за чего - об этом "Правда.Ру" побеседовала с руководителем комитета Госдумы по международным делам Алексеем Пушковым.
- Четыре года назад госсекретарь Хиллари Клинтон объявила о "перезагрузке" отношений между Вашингтоном и Москвой. Оправдала себя эта политика?
- Думаю, в ограниченных пределах оправдала. Речь шла о том, чтобы выйти из состояния "квазихолодной войны", в которую зашли наши отношения при администрации Буша, выйти на отношения - по крайней мере - нормального взаимодействия, которого у нас с прежней администрацией Буща уже не было.
И можно сказать, что это взаимодействие состоялось. Изменилась тональность отношений, что очень важно. Изменились подходы к тем вопросам, которые стояли перед Россией и перед США. Был подписан договор по СНВ-3. США оказали содействие вступлению России в ВТО. Другой вопрос, насколько это решение выгодно России, до сих пор идут по этому поводу большие споры. Но США здесь сыграли свою роль, как и обещали, оказали определенное содействие.
Было сотрудничество по Афганистану. В данном случае, я считаю, прежде всего США выиграли от этого сотрудничества. Поскольку транзит, который мы двумя путями - воздушним и наземным - обеспечивали через свою территорию, сыграл большую роль в обеспечении американских войск необходимым оборудованием, боеприпасами и т.д.
Кроме того, было взаимодействие по Ирану, по Северной Корее. Можно сказать, что двусторонние отношения улучшились. Администрация Обамы, в частности, перестала делать своим приоритетом внутреннюю политику России. Во всяком случае, в публичной плоскости администарция США не выступала с открытой критикой российского руководства в области демократии, прав человека и т. д. Вот, собственно, в чем состояла "перезагрузка".
Читайте также: "Мягкая сила": российский вариант
Но она не выполнила своего предназначения в том смысле, что не привела к созданию качественно новых отношений, к отношениям реального партнерства. То есть на каких-то направлениях были достигнуты определенные продвижения. Но, повторяю, по-прежнему российско-американские отношения уперлись в жесткое противостояние национальных интересов по ряду вопросов.
Прежде всего, по системе ПРО. Официальной политикой США осталось расширение НАТО, вовлечение в альянс Грузии и Украины. Были очень серьезные разногласия - и они сохраняются - в ряде региональных проблем. В частности, США продолжили политику вмешательства во внутренние дела других стран, когда организовали интервенцию в Ливию.
Так что если кто-то рассчитывал, что "перезагрузка" качественно изменит отношения, сблизит две страны в стратегическом смысле, сблизит понимание национальных интересов двух стран, то этого не произошло. Она стала лишь еще одним этапом, разрядкой тех напряженных отношений, которые у нас сложились с США при администрации Буша.
То, что "перезагрузка" была неглубокой, сразу стало ясно, как только США вернулись к критике России по внутренним вопросам. Как только Хиллари Клинтон сказала, что парламентские выборы в России являются нечестными, стало ясно, что от "перезагруки" мало что остается.
Минувший год российско-американских отношений это продемонстрировал. О "перезагрузке" все забыли. Начался обмен ударами. Начала американская сторона - этим заявлением с оценкой выборов, которое российское руководство сочло недопустимым.
Читайте также: Кто виноват: версия Майкла Макфола
И после этого отношения пошли вниз. Стало понятно, что каких-то серьезных заделов, укоренения новых элементов в отношениях "перезагрузка" не дала. А потом уже начались дальнейшие осложнения. Прежде всего, связанные с принятием "закона Магнитского", Россия ответила своим собственным законом, ограничивающим въезд в нашу страну американских граждан.
Возникла конфликтная ситуация вокруг усыновления российских детей в США. Прежде всего потому, что американская сторона не выполняла соглашение об усыновлении. Мы приняли закон, расторгающий это соглашение.
Сейчас единственное относительно позитивный момент - это последняя встреча Лаврова и Керри в Берлине, где госсекретарь обещал содействие в вопросе о получении нами всей информации по усыновлению.
А буквально через три дня пришла очень сомнительная информация из США, официальное заявление о том, что Максим Кузьмин сам себе нанес травму, несовместимую с жизнью. И нас теперь призывают поверить в этот абсолютно абсурдный диагноз.
См. по теме "Белая книга" жертв иностранных усыновлений
Создается впечатление, что американская сторона по-прежнему придерживается своего прежнего подхода скрывать правду. Защищать американских усыновителей, чтобы они ни сделали. Посмотрим, может быть вмешательство Керри даст какие-то плоды, но пока мы этого не чувствуем.
- Стоит ли говорить политике "перезагрузки" в прошедшем времени или рано списывать со счетов?
- Думаю, что к какому-то взаимодействию мы вернулись. Другое дело, что взаимодействие это очень неровное. Определенные совместные действия, как например в рамках переговоров по ядерной программе Северной Кореи перемежаются с очень жесткими расхождениями, например, по Сирии. В этом смысле "перезагрузка" состоялась и уже себя исчерпала. То есть она вернула нас к определенной степени взаимодействия, которой раньше не наблюдалось.
Но сейчас говорить о продолжении "перезагрузки", мне кажется, не приходится. Потому что в этих концепциях самое главное - это политическая воля сторон. Стороны фасктически объявляют, что они хотят изменить отношения к лучшему, что они готовы прислушаться друг к другу.
Что они готовы учитывать взаимные интересы, готовы друг другу содействовать в тех вопросах, которые особенно важны для каждой из сторон. Вот что главное в "перезагрузке" - даже не конкретные договоренности, а дух внимательного отношения к позиции другой стороны.
Вот я считаю, что в течение трех лет это более-менее работало за счет того, что прежде всего Россия шла США навстречу. В частности по Ливии. Вместо того, чтобы заблокировать в Совете Безопастности ООН резолюцию, позволяющую воздушную интервенцию в Ливию, мы воздержались, тем самым дали зеленый свет. Достаточно быстро поняли, что это была серьезная ошибка, и уже по Сирии трижды прибегли к нашему праву вето, чтобы не повторилась такая же ситуация.
Читайте также: Москва-Вашингтон: смены вех не будет
Так вот этот дух, как бы продекларированный в рамках "перезагрузки" - о внимательном отношении к интересам друг друга - исчез. Сейчас надо либо "перезагружать перезагрузку", искать какую-то новую платформу, либо просто оставить ее истории. Как остались в истории периоды разрядки в советско- американских отношениях. Или попытки Ельцина наладить стратегический альянс с США , в ответ на что он получил расширение НАТО.
"Перезагрузка" - это этап, вызванный совершенно конкретными обстоятельствами, связанный с приходом к власти в США нового президента, который не хотел терять Россию как партнера и предложил ей некое взаимодейтсвие. Россия откликнулась. Но выяснилось, что позиция сторон по очень многим вопросам различаются, что США не утратили аппетита к тому, чтобы пытаться диктовать России, какая будет у нее внутренняя политика, принимать абсурдные законы, кто виноват в России в гибели того или иного человека. Считаю, что "закон Магнитского" стал причиной окончательной смерти перезагрузки. Когда Обама подписал этот закон, он подписал и приговор "перезагрузке".
Есть определенные "красные линии", касающиеся невмешательства во внутренние дела. Мы же не говорим Обаме, какую ему занимать позицию по однополым бракам в США. Так зачем они нам рассказывают, как мы должны себя вести? Мы не говорим американской полиции, как надо разгонять демонстрации. Хотя на экранах ТВ мы видим в Чикаго во время саммита НАТО людей, избитых в кровь - не одного, не двух, не трех, а десятки. А нам выдвигают претензии в том, что мы якобы чрезмерную силу используем во время демонстраций...
Если у вас есть какие-то соображения, высказывайте их тактично. На уровне не пиара политического, а такой тихой дипломатии, учитывайте интересы друг друга. Понимать, что если для одной страны очень важно что-то, то можно попытаться ей помочь. И тогда можно ждать в ответ, что она поможет и твоему государству - там, где ему это необходимо.
Если бы идею "перезагрузки" поставили на такие основы, то она могла бы быть достаточно успешной. Но, к сожалению, для Америки это тактические ходы и результат всегда один и тот же. Американцы не выдерживают логики таких сближений. У них есть такой зуд вмешательства. И вот этот зуд вмешательства, мне кажется, погубил и "перезагрузку".