"Лишился бы должности через два дня"

Хотел заместитель министра связи и массовых коммуникаций Алексей Волин спровоцировать скандал или нет, но скандал случился. Наверное, мало кто ожидал от чиновника довольно высокого ранга откровений в духе "журналисты будут работать на дядю" и "делать то, что скажет дядя".

Своим взглядом на профессию Алексей Волин в минувшую субботу поделился на конференции "Журналистика — социальная миссия и профессия", на факультете журналистики МГУ.

По его мнению, "любой журналист должен четко помнить, что у него нет задачи делать мир лучше, вести человечество правильной дорогой". "Задача журналиста — зарабатывать деньги для тех, кто его нанял, а сделать это можно, только став интересным слушателям и читателям. Возникает вопрос: решает ли журналист при этом пропагандистские задачи? Конечно, решает — задачи, которые стоят перед владельцем СМИ", — сказал он.

По его мнению, чтобы "пропаганда была эффективной", она "должна идти по каналам, имеющим спрос у аудитории, по коммерчески успешным каналам, а не дотируемым".

В этом, надо сказать, замминистра последователен — он не первый раз выступает за передачу прессы исключительно в частные руки. Не дает покоя память о 90-х, когда ведущую роль играли разного рода "медиаимперии", у каждой из которых была своя идеология — в зависимости от предпочтений "дяди"-владельца.

Профессию журналиста и пропагандиста Алексей Волин не разделяет. Но "если журналист показывает себя пропагандистом — он плохой пропагандист". По его мнению, "пропаганда должна быть скрытой" — только при этом условии она может быть эффективной.

"Надо четко дать понять студентам, что, выйдя за стены аудитории, они будут работать на дядю. И дядя будет говорить им, что писать, а что не писать, и дядя имеет право на это: он им платит. Это может нравиться или не нравиться, но такова жизнь, и другой у вас не будет", — сказал Аркадий Волин.

На вопрос о том, как соотносятся его высказывания с законом о СМИ Алексей Волин ответил: "А вы разберитесь, вам ехать или шашечки?".

С одной стороны, выступление Алексея Волина многим не понравилось именно из-за тезиса "работать на дядю, делать, что скажет дядя". С другой стороны, у замминистра тут же появились сторонники, вопрошающие "Ну, а что, не так что ли?"

Сам Алексей Волин позднее подчеркнул, что сказанное является его личной точкой зрения и ни в коей мере не отражает позицию представляемого им ведомства.

Конечно, сложно подозревать Минкомсвязи в некоей спецоперации по внедрению в сознание будущих журналистов мысли о неизбежности "работы на дядю". Но и воспринимать заявление Алексея Волина как мнение исключительно частного лица довольно-таки сложно. Пусть даже оно таковым и является.

Все-таки наша страна далеко ушла от времен тоталитаризма и контроля над прессой цензоров под началом секретаря ЦК КПСС Михаила Суслова… Тогда даже в теории сложно было себе представить, чтобы чиновник мог сказать журналистам нечто подобное тому, что позволил себе Алексей Волин.

"Если бы мне попало нечто подобное, когда я был редактором "Правды" и я бы это напечатал, то гарантирую, что такой чиновник через два дня лишился бы и партбилета, и своей должности", — сказал писатель и журналист Владимир Губарев.

"А я бы это обязательно напечатал, потому что таких людей близко нельзя пускать ни к государственной службе, ни к чему", — добавил он. "Простите меня, но этот чиновник или дурак, или проходимец. Так может говорить только человек, который кроме денег ничего в этой жизни не понимает", — сказал Владимир Губарев.

Бывший собкор "Правды" в Афганистане Вадим Окулов также заметил, что "мы все понимали свои задачи и действовали без какой-либо оглядки на властные инстанции".

"Разумеется, в советское время были совершенно определенные формы управления печатью. Например, "Правда", в которой я работал, естественно, следовала генеральной линии КПСС. Которая, как тогда шутили, могла синусоидально колебаться", — заметил Вадим Окулов.

При этом он подчеркнул, что "прямых указаний я никогда в моей журналистской практике не получал и никогда не слышал, чтобы кто-нибудь их моих коллег жаловался на нечто подобное тому, что этот замечательный замминистра высказал нашим нынешним коллегам". Само же заявление Волина он назвал "хамским по форме и циничным по содержанию".

"Каждый произносит слова сообразно своим представлениям о действительности. Вот его (Алексея Волина — прим.) представление такое. Его не надо винить, его надо жалеть", — сказал "Правде.Ру" журналист Акрам Муртазаев.

По его мнению, "на сегодняшний момент каждый человек волен выбирать себе то издание, в котором он работает". "Если это соответствует его убеждениям, то он работает в газете "Гудок", кто-то работает в газете "Известия", кто-то работает в "Новой газете", кто-то в другом месте", — отметил он.

По сути, Алексей Волин и его единомышленники пропагандируют исключительно утилитарный подход к журналистике. По сути, это очередная реинкарнация "невидимой руки рынка". Но это весьма упрощенный подход. К качеству современной прессы много претензий. И во многом это следствие того, о чем говорил замминиистра на конференции в МГУ. Только следствие отнюдь не положительное.