"Правда.Ру" обратилась к представителям парламентских партий и экспертам с просьбой назвать три главных, на их взгляд, события в политической жизни страны в 2012 году. Стоит отметить, некоторые из них были названы большинством наших собеседников, вне зависимости от их партийной принадлежности и взглядов. Хотя, конечно, есть и различия в оценках.
Вице-спикер Госдумы, секретарь президиума генерального совета партии "Единая Россия" Сергей Неверов:
— Первое, это, конечно, выборы президента. Потому что это то, что определяет будущее страны. Второе, это борьба с коррупцией. Третье, это Олимпийские и Параолимпийские игры. Это не политическое событие, но с другой стороны параолимпийцы — это и политика тоже, потому что наталкивает на те проблемные вопросы, которые нужно решать.
Руководитель фракции партии "Справедливая Россия" в Госдуме Сергей Миронов:
— Во-первых, порадовало начало широкой кампании борьбы с коррупцией. Надеюсь, что она реально продолжится в 2013 году. Во-вторых, важным событием было вступление России в ВТО, что может в дальнейшем сказаться достаточно негативно. Так что это событие для меня со знаком "минус".
А в-третьих, чтобы не замыкаться на сугубо политических событиях, назову прекрасную победу наших хоккеистов на чемпионате мира. Они доказали, что Россия — страна замечательных хоккейных традиций.
Надеюсь, что в следующем году нас ждет большей событий со знаком "плюс".
Председатель ЛДПР Владимир Жириновский:
— Первое, это выборы президента РФ и последовавшие за этим выступления оппозиции на Болотной площади, как активизация прозападных сил и попытка расшатать ситуацию внутри страны.
Второе, это прежде всего кадровые перестановки в системе исполнительной власти. Появление нашего губернатора Алексея Островского в Смоленской области, его эффективное управление областью, создание коалиционного правительства, в котором присутствуют все политические силы. Это и заместитель губернатора из "Справедливой России", и коммунисты, и "Единая Россия".
Третье важное событие — это опять же выборы. Выборы 14 октября 2012 года, которые проводились впервые по новой схеме. Губернаторов выбирали жители регионов. И в Брянской области непосредственно произошло знаменательное событие для всей партии. Это назначение члена ЛДПР Михаила Марченко в Совет Федерации сенатором от Брянской области.
У ЛДПР в этом году самая молодая фракция в Государственной Думе. У нас самый молодой губернатор. У нас самый молодой представитель в Совете Федерации. И у нас самые молодые чиновники в аппарате Государственной Думы и в других профильных ведомствах.
Первый заместитель председателя президиума ЦК КПРФ, депутат Госдумы Владимир Кашин:
— Если говорить о политической составляющей, то конечно, это модернизация политической выборной системы. И открытие ворот для многопартийности. Сегодняшние 500 человек — понятно, для чего и как это делалось. Я убежден, что это спланированная система мер борьбы против нарастающего левого поворота и, в частности, определенным образом и даже в основном направлено против компартии РФ, которая проявила себя на выборах в Госдуму достойнейшим образом.
И конечно, наша борьба против проводимой сегодня политики. Мы провели 12 всероссийских протестных акций. Партия власти почувствовала, что в ближайшее время потеряет все и вся, и пустилась на эти преобразования, многопартийность, изменение выборной составляющей, уход от партийных списков и т. д. Это все отступление на шаг назад.
Отметил бы также консолидацию — это что касается "закона Димы Яковлева". Неуважительное отношение к России, открытый список непонятный (речь об "акте Магнитского — прим.) — любого человека из России можно туда включить. Уж тут конечно просто цинизм и неуважение — и вот когда проявляется такое неуважение, то чувство патриотизма срабатывает как консолидирующий фактор всех (парламентских) фракций. Это очень важно отметить.
Считаю, что к политическим положительным вопросам можно отнести наступление на коррупцию. Послание президента, которое достойно воспринято народом. И это серьезные вещи, они носят всеобъемлющий характер. Но в большей степени это определение программных узловых политических вех, которые раскрывают уже социально -экономическое политику. Вот если мы найдем реальные механизмы, так, как обозначено в послании, что образование и здравоохранение это не услуги, тогда мы только через одну эту фразу возвращаемся к конституционному нашему праву на бесплатное медицинское обслуживание и образование вплоть до высшего. А на самом деле сегодня принят закон в той же думе, который с ног на голову ставит ситуацию.
Когда мы посмотрим другие такие веховые вещи, о которых говориться в послании, мы снова увидим, что необходимо развитие экономики, нужен бюджет развития. Но в то же время видим, что налоговая система остается прежней. В то же время мы видим снова изъятие денежной массы вместо того, чтобы действительно формировать конкурентную экономику, агропромышленный комплекс, то есть вот в этом плане таким образом мы бы ситуацию определили.
Политолог, журналист Леонид Радзиховский:
— Первое событие — это избрание Владимира Путина на пост президента. Здесь, я думаю, не требуется пояснений.
Второе событие — это снятие Анатолия Сердюкова и назначение Сергея Шойгу. Скандальная отставка военного министра — редчайшее в российской истории событие. Кроме того, начавшийся разговор о коррупции практически на уровне министра — это тоже исключительное в России событие. И очень интересно, что этот разговор быстро затих. То есть это ясно обозначает и остроту проблемы, если понадобилось снимать министра с таким скандалом, и размер щели для борьбы с коррупцией, который открыт — министры неприкасаемы.
Событие номер три — это митинг 15 декабря оппозиции, который обозначал, с моей точки зрения, формальный конец, формальную смерть оппозиции, которая началась 5 декабря 2011 года. Фактически она выдохлась уже давно. Но вот этот жалкий, абсолютно анекдотический последний митинг — это уже поминки по оппозиции, у которой нет ни целей, ни лидеров, ни, как теперь выясняется, массовки.
Заведующий кафедрой общей политологии ГУ-ВШЭ Леонид Поляков:
— Первое событие — возвращение Путина на пост президента. Это своеобразный водораздел нескольких эпох, который дает возможность действительно по-новому отчитывать историческое и политическое время. Все помнят, что сама ситуация возвращения Путина была достаточно неопределенной долгое время. Мы помним, как западные политические круги довольно прозрачно намекали на нежелательность возвращения Путина на третий срок.
Несмотря на все эти усилия Владимир Путин вернулся при внушительной поддержке россиян, подтвердив тем самым, что он действительно является безальтернативным национальным лидером. Он вернулся не просто как самый сильный, самый авторитетный и самый популярный политик, он вернулся как президент, у которого есть программа развития России на ближайшее — даже не только 6 лет, но пожалуй на ближайшее десятилетие. Эта программа была изложена в его статьях предвыборного периода, конкретизирована в указах 7 мая и очевидно, что возвращение связано именно с необходимостью реализовать полномасштабный проект развития России и ее модернизации.
Второе событие — это полномасштабная политическая реформа и я бы не стал привязывать это событие к одному законопроекту, к одной какой-то дате. Это скорей выбор, это решение, это тренд, это решение власти, которая, стабилизировав политическую ситуацию и добившись впечатляющего экономического роста, считает, что дальнейшее развитие страны связано с полноценной политической конкуренцией и с возможностью для участия в политике всех тех, кто хочет это делать.
И третье событие 2012 года — это судьба радикальной внесистемной и антирежимной политической оппозиции. В прошлом декабре казалось, что мы получили новый политический феномен, нового политического игрока, мощную впечатляющую улицу, действия и заявления которой становятся хедлайнерами политической повестки дня. Постепенно выяснилось, что как единство внутри самой оппозиции, так и ее эффективность — это вещи, которые были авансированы, но не подтвердились.
Оппозиция внутри себя расколота на три лагеря и продолжает раскалываться дальше. Националисты, радикальные левые и либералы никогда не договорятся о главном.
И кроме того, позитивная программа, которую все время обещали создать лидеры оппозиции, так и не состоялась.
А что вы думаете о борьбе с экономической и государственной коррупцией в России? Работает ли Федеральный Закон №273 о коррупции в России, и если не работает, по почему? Если ли у вас план противодействия коррупции в России? Поделитесь этим планом или предлагаемыми вами методами в коментариях ниже.