Ответ на "закон Магнитского" спровоцировал массу комментариев разной степени эмоциональности. Наиболее бурную реакцию вызвала поправка, которая предусматривает запрет на усыновление американцами российских детей.
Во вторник комитет Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству продолжил рассмотрение поправок в "закон Димы Яковлева", названный так по имении российского мальчика, усыновленного американцами. Двухлетний ребенок умер, оставленный приемным отцом в машине на солнцепеке. Мужчина не понес за это никакого наказания...
Одна из предложенных сегодня поправок - распространение действие закона на на граждан тех государств, которые приняли решение о запрете въезда граждан РФ и аресте их активов по мотиву причастности россиян к нарушениям прав человека. Автором этой поправки выступил единоросс Михаил Старшинов.
Комитет рекомендует к принятию далеко не все поправки. Отклонено предложение ЛДПР, согласно которой действие закона распространялось на представителей государств, где будут нарушаться права россиян.
Члены комитета также отказались поддержать инициативу, подразумевающую визовые ограничения для "граждан США, нарушивших права граждан США".
Но наибольший резонанс имела поправка, одобренная комитетом накануне. В ней предусматривается запрет на усыновление российских детей в США, закрытие агентств по подбору детей, а также денонсацию российско-американского соглашения об усыновлении несовершеннолетних. Внесена она была депутатом-единороссом Екатериной Лаховой и представителем фракции ЛДПР Еленой Афанасьевой.
В интервью Politonline.ru она сказала, что США вызывают особое беспокойство, поскольку практически невозможно проследить судьбу ребенка. "Почему мы обращали на это внимание? Во-первых, судьба детей, которые уезжают из страны, должно волновать государство. А во-вторых, и это очень важно - практически все дети имеют российское гражданство. То есть это граждане Российской Федерации. И государство, безусловно, должно защищать их права и интересы. И конечно, основное право - право на жизнь", - заявила Афанасьева.
Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов вообще предложил запретить иностранцам усыновлять детей из России. "Ни одна развитая страна не экспортирует детей на рынок", - подчеркнул он.
Омбудсмен заметил, что американская сторона не готова обеспечить исполнение договора между Россией и США, регламентирующего порядок усыновления российских детей американскими гражданами.
Павел Астахов также опроверг утверждение, что прекращение усыновления теми же американцами оставит без семей множество маленьких россиян с тяжелыми врожденными пороками развития. По словам Астахова, количество усыновлений таких детей в России регулярно растет, в то время как американцы предпочитают брать "здоровых детей от нуля до трех лет".
Конечно, у предложенной поправки нашлись критики. "Логика как бы "око за око", но логика неправильная, так как могут пострадать наши дети, которым не нашлось усыновителей в России", - написал в своем Твиттере министр образования и науки Дмитрий Ливанов.
"Российский ответ на "акт Магнитского" должен быть ощутим не для простых граждан и детей, он должен быть ощутим для тех политиканов, которые его сообразили. Мне представляется, что на месте Российской Федерации я бы, например, составляла списки из тех, кто содействует "оранжевым" революциям", - цитирует агентство "Интерфакс" члена Общественной палаты РФ Ольгу Костину.
Тон оппозиционных комментаторов, разумеется, куда более резкий. Для них вообще весь законопроект "имени Димы Яковлева" "дикий", ну а уж поправка о запрете на усыновление российских детей американцами и вовсе ни в какие рамки не лезет. Акцент при этом делается как раз на детях-инвалидах, которые в России, мол, никому не нужны.
Вообще говоря, проблема детей-сирот в России очень серьезна. С этим не станет спорить ни один здравомыслящий человек. Особенно под впечатлением числа таких детей - по данным Министерства образования и науки, их в нашей стране более 654 тысяч (данные на 31 декабря 2011 года). Но один из самых больших мифов - что эти дети никому в России не нужны.
Здесь надо отметить, что эта гигантская цифра в 600 с лишним тысяч человек учитывает всех детей - и тех, кто находится в интернатах, и тех, кто взят на попечение или усыновлен. Если же разделить ее на эти две части, то получается, что в интернатах и подобного рода учреждениях находятся 105688 человек. Еще более 20 тысяч получают образование начального, среднего и высшего уровня и находятся на полном государственном обеспечении.
А 522802 ребенка по данным на 31 декабря 2011 года находятся на воспитании в семьях. Так что равнодушие наших соотечественников к судьбам брошенных детей - это миф. По данным Министерства образования и науки РФ, в прошлом году иностранными гражданами были взяты в семьи пять процентов детей от общего числа усыновленных.
Так что участие иностранцев - это вовсе не единственный выход для обеспечения нормальной жизни детям, по разным причинам оставшихся без попечения. Но и рубить с плеча здесь тоже едва ли уместно. Это как раз тот случай, когда лучше семь раз отмерить.