Правозащита нон-стоп

В России создается еще один совет. Как водится, независимый. Полное название — Независимый совет по правам человека. Первую скрипку в нем, судя по составу прошедшей в понедельник пресс-конференции, будут играть бывшие члены президентского совета по правам человека.

Из сказанного судьей Конституционного суда в отставке Тамарой Морщаковой вполне очевиден и вектор деятельности НСПЧ (будем для краткости именовать его так). По ее словам, создан совет "не сверху", а людьми, которые заинтересованы в том, чтобы государство развивалось демократическим путем. При этом, по ее словам, совет будет способствовать плодотворному диалогу гражданского общества и власти.

По словам Морщаковой, совет будет привлекать экспертов для проведения независимой юридической экспертизы в качестве профессионального противовеса не вполне адекватным действиям власти. Например, экспертиза будет проводится в отношении законопроектов, которые по мнению членов совета, нарушают права человека.

Исполнительный секретарь совета Наталья Пелевина рассказала о финансировании НСПЧ. По ее словам, не будет ни российских, ни зарубежных грантов — будут пожертвования от частных лиц из России.

После чего сообщила о ближайших планах — расследование по делу Сергея Магнитского и, возможно, расследование событий 6 мая на Болотной площади в Москве.

Как уже было сказано, часть членов нового совета до недавнего времени состояла в президентском совете по правам человека (СПЧ). И заявленные темы удивления не вызывают. Ведь и прежний состав СПЧ, до своего обновления, занимался экспертизами только по двум делам — Михаила Ходорковского и Сергея Магнитского. Может быть, конечно, и не только по этим двум, но известно только о них… Так что дело, можно сказать, привычное. Хоть и не совсем понятно, что можно сказать нового в деле того же Сергея Магнитского.

По словам Людмилы Алексеевой (глава Московской Хельсинкской группы также вошла в состав совета), ситуация с правами человека в России такая, что работы на всех хватит. По ее мнению, в стране гораздо меньше правозащитных организаций, чем требуется.

Людмила Алексеева пояснила, что конкретно НСПЧ будет "организовывать юридические заключения высококвалифицированных специалистов по законодательству, касающемуся наших гражданских прав и соблюдения наших международных обязательств по правами человека и Конституции".

Она сказала "Правде.Ру", что целью является и привлечение внимания к этим проблемам в нашей стране и за ее пределами. "По-моему, очень четко выраженная цель и хорошо, что будет организация, которая специально этим занимается", — заявила Людмила Алексеева.

Она добавила, что гарантией качества экспертиз станет участие в работе НСПЧ Тамары Морщаковой. А директору Московского бюро по правам человека Александру Броду цель создания такого совета не совсем ясна. "Если эта организация будет активно работать, сможет объединить правозащитные силы, сможет сказать новое слово в сфере правозащитной деятельности, сможет обсуждать проблемы с властью и добиваться их разрешения — я только за такую организацию", — сказал он "Правде.Ру".

"Но не совсем понятно — у Людмилы Алексеевой есть Московская Хельсинкская группа, она входит в десятки различных организаций и советов. Зачем создавать еще одну организацию?" — отметил правозащитник.

Он предположил, что "возможно эту площадку создают какие-то бизнесмены, может быть, хотят поддерживать некие гражданские инициативы". "Остается только гадать и недоумевать. Не хотелось бы, чтобы эта новая площадка только поколебала воздух, появилась еще одна мертворожденная структура и на этом все бы и закончилось. Поэтому к любой новой правозащитной структуре относишься с одной стороны с надеждой, с другой стороны — с тревогой и ожиданием реальных шагов, а не только деклараций", — заключил Александр Брод.