Включаешь телевизор и слышишь: журнал Time внес панк-группу Pussy Riot в список номинантов на звание "Человек года". Выключаешь телевизор, включаешь радио. И опять про них: Pussy Riot включены в топ-100 "мыслителей года". После этого уже боишься включить утюг… Вдруг и он заговорит о новых престижных званиях и премиях, которые вот-вот достанутся арт-провокаторшам.
В начале недели СМИ сообщили: участницы панк-группы Pussy Riot попали в список кандидатов на присуждение номинации "Человек года" по версии журнала Time. "В год, когда многие голоса в защиту свободы и инакомыслия были жестоко подавлены, участницы феминистской панк-группы Pussy Riot заплатили поистине несоразмерную цену за провокационное выражение своих политических взглядов", — отмечает издание.
К слову, победителя в этой номинации влиятельного американского издания определяют редколлегия и читатели. И с их предпочтениями не поспоришь: в ходе открытого голосования на сайте журнала с выбором редколлегии безоговорочно согласились только 34% читателей, в то время как подавляющее большинство — 66% — высказались категорически против включения Pussy Riot в список номинантов.
Хотя читателям журнала было из кого и даже из чего выбирать. В числе номинантов фигурируют, в частности, американский лидер Барак Обама, египетский президент Мухаммед Мурси, его сирийский коллега Башар Асад, госсекретарь Хиллари Клинтон, а также выдающийся пловец-олимпиец Майкл Фелпс и даже марсоход Curiosity, отправленный в этом году на Марс в рамках проекта НАСА.
Спустя два дня — новый сюрприз. Участницы скандальной панк-группы заняли 16-е место в ежегодном списке ведущих мыслителей планеты по версии американского журнала Foreign Policy, опередив не только российского оппозиционера Алексея Навального, который в прошлом году занял в этом списке 24-е место, а в этом — переместился на 45-е, но и президента Европейского центробанка Марио Драги. Кроме того они обогнали американского финансиста Джорджа Сороса, писателя Салмана Рушди, лауреата Нобелевской премии экономиста Пола Кругмана, бывших вице-президента США Дика Чейни и госсекретаря Кондолизу Райс и даже мультимиллиардера Уоррена Баффета.
В пояснении составителей рейтинга говорится, что 16-е место присуждено участницам из Pussy Riot за то, что те, мол, "разбили стеклянную клетку ПИСЬмом о любви к свободе".
И каких только номинаций не было за последнее время. Так, буквально недавно депутаты Европарламента хотели присудить участницам панк-группы премию имени Сахарова. Потом девушек выдвигали на премию имени Мартина Лютера, присуждаемую немецкими городами "за мужество, проявленное в отстаивании гражданской позиции". Правда, с этими двумя "наградами" уже этапированных в колонии девушек в последний момент, почему-то, "прокатили"…
Скандальный бренд продолжает жить своей жизнью. Пиаровский "выхлоп" порядком поднадоевшей истории не прекращается, в то время как сами героини "молебна" уже мало кого интересуют. Так, красавица панк-исполнительница Надежда Толоконникова, отбывающая наказание в женской колонии в Мордовии, сейчас активно осваивает новую профессию — швеи-мотористки. Причем у Толоконниковой есть все шансы преуспеть в этом безусловно благородном деле. Ведь до окончания срока почти два года. И даже более того — при желании она может поучаствовать в конкурсе красоты, к примеру, на "Мисс ИК №14".
А вот другой участнице группы Pussy Riot Марии Алехиной с местом отбывания наказания повезло гораздо меньше. Девушка попала в пермскую колонию в Березниках. На днях она сообщила о своем переводе в одиночную камеру — видимо, так и не сумела найти общий язык с сокамерницами. "У Марии Алехиной, спустя трое суток после пребывания в отряде, возникли напряженные отношения с другими осужденными", — пояснили в пресс-службе ГУ ФСИН РФ по Пермскому краю. С таким творческим "бэк-граундом" проблемам Алехиной в отряде удивляться не приходится.
Несладко приходится и получившей условный срок Екатерине Самуцевич. Вдоволь хлебнув славы, выйдя из СИЗО, девушка сейчас продолжает "бодаться" со своими бывшими адвокатами — Виолеттой Волковой и Марком Фейгином, с ее слов удерживающими ее паспорт, ключи от машины и документы для обращения в Страсбургский суд.
Пока же девушки осваивают новые роли, бренд Pussy Riot на 100% превратился в приносящий прибыль коммерческий проект. Он стал товарной маркой, под которой выпускают фильмы, книжки, одежду и даже игрушки. А вся история с панк-молебном в результате вылилась лишь в удобный повод для поднятия тиражей и привлечения внимания к разного рода громким номинациям и сомнительным конкурсам. Не более того.