Наш "ответ Чемберлену"?

 

В пятницу нижняя палата парламента США примет закон, вводящий санкции в отношении российских чиновников и силовиков — фигурантов т. н. "списка Магнитского". Каким должен быть российский ответ на действия американской стороны? В самом деле, учитывая, что американские чиновники не отдыхают в России и не держат свои сбережения в наших банках, не запрещать же Кока-Колу или, не дай Бог, макдональдсы?

Трагические обстоятельства гибели аудитора инвестиционного фонда Hermitage Capital Management Сергея Магнитского — дело темное, которое, увы, до сих пор расследуется правоохранительными органами. Чего не скажешь о его работе в России. Напомним, он был задержан оперативниками управления по налоговым преступлениям ГУВД Москвы в 2008 году в рамках уголовного дела в отношении главы Hermitage Уильяма Браудера и управляющего российским отделением фонда Ивана Черкасова, которым еще в феврале 2008 года были предъявлены заочные обвинения в уклонении от уплаты налогов.

По данным следствия, бизнес Браудера в РФ заключался в скупке акций стратегических российских предприятий, приобретаемых подставными фирмами, и уход от налогов. В результате чего бюджет РФ, опять-таки по данным следствия, недополучил порядка 522 млн руб. А общий ущерб с учетом пеней и штрафов составил 3,5 млрд руб.

Автором бизнес-схемы, предположительно, и был Сергей Магнитский, скончавшийся в больнице следственного изолятора 16 ноября 2009 года, то есть почти спустя год после своего заключения под стражу. И вот что настораживает: до этого момента дело Магнитского не вызывало особого ажиотажа ни у прессы, ни у правозащитного сообщества, ни у политиков. По большому счету, оно интересовало только руководство самого Hermitage, которое объясняло арест своего аудитора политическими мотивами.

Критически настроенные по отношению к России круги, как у нас, так и за рубежом, сделали все, чтобы придать уголовному делу политическое измерение, а вернее, превратить его в удобный повод для оказания давления на Москву. В результате в 2011 году в конгресс США был представлен законопроект, предусматривающий введение визовых и экономических санкций в отношении лиц, подозреваемых в причастности к гибели Магнитского.

Спустя год закон добрался до Палаты представителей — нижней палаты парламента США. И что примечательно, был увязан с законопроектом, отменяющим рудиментарную поправку Джексона-Веника.

Пока неясно в какой именно редакции закон будет принят в верхней палате. "Есть версия Палаты представителей, которая предусматривает упоминание России в качестве страны, нарушившей права человека. И есть другой проект, рассматриваемый в Сенате, в котором предусмотрено введение санкций без относительно страны, т. е. Россия в нем не упоминается", — поясняет заместитель председателя комитета Госдумы по международным делам Вячеслав Никонов. Именно от этого, по его словам, будет зависеть реакция российской стороны. Впрочем, какую бы редакцию не принял Конгресс, уже сейчас очевидно, что список будет анонимным: выдвигать обвинение в отношении конкретных лиц без соответствующего судебного решения не могут даже американские конгрессмены.

Реакция Москвы в связи с принятием "закона Магнитского" будет самой серьезной — об этом уже заявили и в Госдуме, и в МИДе. По словам спикера нижней палаты парламента Сергея Нарышкина ответ России будет адекватным. Во внешнеполитическом ведомстве оценили действия американских конгрессменов как недружественные и провокационные. Министр иностранных дел Сергей Лавров лично предупредил госсекретаря США Хиллари Клинтон о самых негативных последствиях принятия "закона Магнитского".

А пока идет рассмотрение законопроекта в США, у российских законодателей есть время, чтобы подготовить свой "ответ Чемберлену". "Он будет достаточно коротким. В нем будет предусматриваться запрет на въезд на территорию России лиц, которые связаны с нарушением прав человека. К примеру, это могут быть лица, связанные с пытками в тюрьме Гуантанамо", — полагает депутат Вячеслав Никонов.

Первый зампред комитета Госдумы по международным делам Леонид Калашников (КПРФ) сомневается в том, что Россия вообще сможет дать адекватный ответ. "Если мы тоже захотим составить такой список американских должностных лиц, то это будет не только бессмысленно, но мы выставим себя в качестве унтер-офицерской вдовы, которая сама себя высекла — ведь американские чиновники не вкладывают свои деньги в нашу страну и не очень-то и стремятся сюда ездить", — заявил российский парламентарий в интервью "Интерфаксу".

По словам главы комитета ГД по международным делам Алексей Пушкова, Россия ответит зеркально. "То есть будет составлен список из американских официальных лиц или людей, которые работали раньше в государственной системе США, которых мы подозреваем в массовых нарушениях прав человека и эти люди будут лишены права въезда в Россию", — сказал Алексей Пушков в интервью "Правде.Ру".

Причем по словам Пушкова, список американских должностных лиц, которым будет запрещен въезд в РФ, может быть существенно расширен. К санкциям могут присоединиться многие американцы — все, например, кто причастен к делам Виктора Бута и летчика Алексея Ярошенко, к военным операциями в Афганистане, Ираке, Ливии, которые приводили к массовой гибели мирных жителей, к бомбардировкам гражданских целей в Триполи. Кроме того санкции Москвы будут касаться всех, кто упоминался в связи с пытками в тюрьме Гуантанамо, секретных тюрьмах ЦРУ в Европе и Абу-Грейб в Ираке, военной базе Баграм в Афганистане.

Есть и другие варианты. К примеру, глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко предлагает ответить на "закон Магнитского" составлением черного списка американцев, виновных в рассылке по почте спор сибирской язвы в 2001 году.

Но, пожалуй, самый адекватный и действительно эффективный ответ у писателя Александра Проханова. "Как можно скорей спустить на воду еще одну стратегическую подводную лодку, — предлагает главред "Завтра". — И перед тем как эту подводную лодку спустить со стапелей в воды Белого моря в Северодвинске, я бы предложил, в это момент президенту Путину приехать и мелом на черном большом прорезиненном борту этой гигантской лодки, вооруженной ракетами "Булава", написать: "Не валяй дурака, Америка!"