Коммерческая составляющая в деле Pussy Riot окончательно перевесила политическую. Участницы группы, их адвокаты и прочие заинтересованные или же сочувствующие лица полностью сконцентрировались на обсуждении Pussy Riot как успешного бизнес-проекта.
Впервые о том, что с протестующими против Путина "кисками" не всё так однозначно, заговорили в апреле этого года, когда стало известно о поступившей в Роспатент заявке на регистрацию товарного знака "Pussy riot". Правовую фиксацию бренда осуществила некая кинокомпания "Веб-Био", генеральным директором которой является жена одного из адвокатов девушек Марка Фейгина Наталья Харитонова. После регистрации под брендом панк-группы планировалось выпускать одежду, значки, авторучки, печатную продукцию, игрушку, фильмы, а также организовывать шоу-программы и концерты.
Как объясняли тогда адвокаты и активно принимавший в регистрации ТЗ супруг Надежды Толоконниковой Петр Верзилов, это было сделано для того, чтобы помешать нечистым на руку людям эксплуатировать внезапно ставшим популярным бренд в собственных коммерческих интересах.
Впрочем, тогда на эту новость никто особо не обратил внимания.
В августе, когда выносился приговор участницам группы, эта тема опять всплыла на поверхность. Но опять же, на фоне судебных заседаний, акций солидарности и т.п. событиям, коммерческая составляющая вновь благополучно отошла на второй план.
Читайте также: Pussy Riot: концерт окончен?
Сейчас же, когда две участницы группы отправились отсиживать срок и информационный накал вокруг группы несколько спал, единственной темой для обсуждения, взволновавшая адвокатов Pussy Riot куда больше, чем приговор их подзащитным, стала именно коммерция.
Как сообщил в пятницу "Коммерсант", ООО "Кинокомпания "Веб-Био"" подписала с европейской кинокомпанией Roast Beef Productions Limited договор о съемках фильма под рабочим названием "Показательный суд. История Pussy Riot", за который уже получила в качестве аванса 30 тысяч евро. Ещё 170 тыс. евро будут выплачены после выполнения условий соглашения (адвокаты должны снимать видеоролики со своими подзащитными, в том числе в СИЗО и колонии, и передавать их продюсерам фильма). Кроме того, российские продюсеры Pussy Riot рассчитывают на получение 40% от суммы "продаж видеоматериалов по всему миру".
Ускорение скандалу придала третья участница группы Екатерина Самуцевич, по ходу процесса отказавшаяся от услуг троицы Фейгин-Полозов-Волкова и вместе с новым защитниками добившаяся условного срока наказания. Она потребовала от своих бывших адвокатов отказаться от прав на товарный знак панк-группы. "Я считаю, что нашу группу нельзя использовать в коммерческих целях", - заявила она в интервью "Коммерсанту", отметив, "всегда была максимально против таких вещей" и о том, что были какие-то контракты и договора слышит впервые. "Меня это просто шокирует, я сильно удивлена. Я никогда не давала согласия на подобные вещи", - сказала она, пояснив, что речь с ними вели только о защите авторских прав. "Тогда я доверяла адвокатам, и они говорили, что будут защищать авторские права. Но подробности не обсуждались вообще", - подчеркнула Самуцевич.
Вообще, миф о бескорыстии адвокатов в этом деле рассыпается как карточный домик. Давно ли Фейгин, Полозов и Волкова на всех углах твердили о том, что защищают девушек совершенно бесплатно? Но вот в дискуссии в микроблоге Николая Полозова в Твиттере выясняется, что адвокат собрал "на ведение дела" порядка полумиллиона рублей. А на вопрос потребовавшего финансовый отчёт пользователя @mrzff Полозов ответил: "Ты хоть копейку закинул, прежде чем что-то требовать?"
Бывшая светская львица, а ныне пламенная революционерка Ксения Собчак интересуется уже у Марка Фейгина: "Мой источник сообщает, что вы требуете 50% суммы гонорара от премии Йоко Оно". "И что сейчас идет торг между вами и девушками", - пишет она у него в микроблоге в Твиттере, уточняя, что получила эту информацию сразу от двух людей.
Адвокаты Pussy Riot, разумеется, всё отрицают и переводят "стрелки" на Петра Верзилова и... Екатерину Самуцевич, которые, по словам всё того же Полозова, выступают за коммерческое использование бренда группы. "Ладно, Верзилова кроме пиара на сидящей жене и денег ничего не интересует, но Катя-то зачем коммерцию расчехляет непонятно", - удивляется он.
Марк Фейгин, в свою очередь, публикует записки девушек из Pussy Riot, в которых те отказывают Верзилову в праве представлять где-либо их интересы. Однако отказывается комментировать предположение о том, что конфликт с Верзиловым возник не у девушек, а у адвоката, которому Верзилов создавал ненужную конкуренцию. Одной из причин обострившегося конфликта, кстати, возможно стала чрезмерная активность Верзилова по обработке певицы Мадонны, которая сначала связала себя с Pussy riot, а сейчас занялась реализацией товаров народного потребления с брендом группы. В частности, в её официальном интернет-магазине началась продажа футболок с изображением названия группы по цене около 20 долларов. И логично предположить, что адвокатам "кисок" комиссионных с этого предприятия явно не перепадёт.
Забавно, что по ходу всех этих перепалок уже никто не вспоминает про самих Pussy Riot. Политическая составляющая выполнила свою роль и теперь педалирование этой темы представляется делом совершенно бессмысленным и к обсуждению текущего вопроса отношения не имеющем. Опять же, стала ясна причина "непрофессионализма" адвокатов, не сумевших уберечь девушек от заключения под стражей: когда на кону стоят большие деньги, участниц Pussy Riot лучше держать подальше от этого процесса. И пример Екатерины Самуцевич лишнее тому подтверждение.