Верховный суд Польши повторно рассмотрит дело лидера достаточно популярной в стране рок-группы "Behemoth", который на сцене порвал Библию. Теперь Адаму Дарскому грозит до двух лет тюрьмы.
Инцидент случился ещё в сентябре 2007 года. Во время выступления в сентябре 2007 года в гданьском клубе "Ucho", музыкант со сцены назвал католичество "самым смертоносным культом на планете" и вырвал несколько страниц из Библии. "Ее называют священной книгой, но я называю ее книгой лжи. К черту все это дерьмо, к черту лицемерие", - заявил музыкант, выбросив куски уничтоженной книги в зал и предложив зрителям их сжечь.
Видеоролик этого выступления очень быстро разошёлся в интернете, вызвав различную реакцию: от восхищения фанатов "Behemoth" смелым поступком своего кумира до гневного осуждения со стороны верующих.
Прокуратура по заявлениям депутатов сейма от партии "Право и справедливость" (PiS), а также по иску председателя Всепольского комитета защиты от сект Рышарда Новака, возбудила против певца уголовное дело. По мнению Новака, это дело представлялось ему крайне значимым: "...Если окажется, что я проиграю сегодняшнее дело, то все сатанинские группы, т. е. музыканты-сатанисты, получат зеленый свет, чтобы на сцене делать всё!"
"Они будут делать на этой сцене все: рвать Библию, сжигать кресты, святые христианские иконы. Поэтому это дело чрезвычайно важно. Но, даже если я одержу победу, то дело с Дарским не закончилось.Да. Я слежу за деятельностью пана Адама Дарского уже несколько лет, и у меня есть доказательства, что пан Адам Дарский призывает к насилию над христианами и поощряет сжигание костелов", - заявил он.
Читайте также: Pussy Riot: концерт окончен?
Тогда суд Гданьска, где рассматривалось это дело, счел, что поступок музыканта был "своеобразной формой выражения в искусстве", адресованной закрытой аудитории, и оправдал Дарского. Однако спустя несколько лет Верховный суд Польши отменил принятие судом более низшей инстанции решение и направил дело на новое рассмотрение. Как было указано в постановлении, "если человек не осознавал, что его действия заденут чувства верующих, это не значит, что он не совершал преступления".
И хотя адвокаты рок-музыканта настроены крайне оптимистично, заявляя, то у них ещё остаётся пространство для манёвра, вероятней всего решение суда будет сделано не в пользу сатаниста.
Разумеется, нельзя не провести параллелей этого дела с изрядно нашумевшей акцией Pussy Riot. И здесь, помимо очередной констатации того факта, что и в просвещённой Европе оскорбление чувств верующих, независимо от преследуемых исполнителями целей, наказывается по закону, достаточно интересна и общественная реакция.
"Западный мир "болеет" за российскую оппозицию, и это понятно. Но за пределами России не всегда замечают, что одна из черт значительной части этой оппозиции - это как раз сильная антирелигиозность", - пишет Петр Сквечиньский из "Rzeczpospolita". Автору представляется важным то, "в какую сторону, в том числе - в идеологическом смысле, повернутся дела на Востоке, чтобы поляки могли позволить себе смотреть на российскую сцену через очки наивного восхищения всем, что противопоставляет себя Путину".
"Конечно, в этом деле важен контекст действий Церкви, иерархи которой поддерживают Путина. Но представим себе, что в эпоху Польской Народной республики Католическая церковь сблизилась бы с режимом и развивала бы линию общества PAX (созданная в 1947 г. светская католическая организация, объединявшая католиков, готовых сотрудничать с коммунистическими силами - прим.). Можем ли мы себе вообразить даже в таких обстоятельствах, что в 70-е или 80-е годы польская оппозиция врывается в храм и пародирует католические обряды?" - спрашивает польский журналист.
Собственно, если не учитывать слова поддержки в адрес Pussy Riot со стороны разного рода политических деятелей, оппонирующих действующей российской власти по поводу и без, то общественное мнение, оценивая поступок Pussy Riot, как правило, задавалось тем же самым вопросом: "Можете ли вы представить что-либо подобное у нас?". И ответ на него был однозначно очевидным.