Pussy Riot: концерт окончен?

Группа "Pussy Riot", номинированная на престижную премию в области правозащиты за панк-молебен в Храме Христа Спасителя, осталась без награды.  Депутаты Европарламента в пятницу единогласно приняли решение о присуждении премии имени Сахарова за 2012 год двум активистам иранской оппозиции.

Напомним, что выдвижение "Pussy Riot" в качестве номинантов на премию имени Сахарова вызвало недоумение среди российских правозащитников. Ранее председатель правления Правозащитного центра, член совета "Международного "Мемориала" Александр Черкасов, сказал "Правде.Ру", что "статус этой премии предполагает ее присуждение за систематические многолетние успешные усилия в защиту прав человека". По мнению Черкасова, этому критерию отвечает белорусский правозащитник Алесь Беляцкий. Впрочем, его, в конечном итоге, премией также обошли.

Заметим, что были и такие, кто выдвигал адвокатов панк-группы на Нобелевскую премию мира. И даже несмотря на всю курьезность этого выдвижения, некоторые отечественные правозащитники и сами адвокаты всерьез обсуждали эту инициативу. Адвокат Марк Фейгин, к примеру, дал понять, что для дела готов к выдвижению на Нобелевскую премию мира. Мол, таким образом, будет обеспечен определенный уровень поддержки осужденным.

К слову, остались "Pussy Riot" и без другой, не менее престижной награды - на которую также номинировались — премии имени Мартина Лютера, присуждаемой немецкими городами "за мужество, проявленное в отстаивании гражданской позиции". По крайней мере, влиятельная в Германии Евангелическая церковь категорично выступила против этого.

Многие спрашивают: как же так, ведь еще совсем недавно о "девчонках" трубили на каждом углу? Европарламент буквально бурлил. Либеральные правозащитники вставали на дыбы. Слова поддержки звучали от культовых музыкантов… А теперь, выходит, "концерт окончен" и отправившиеся по этапу "борцы за свободу слова" больше никому не интересны?

Или все-таки в Европарламенте в последний момент одумались и решили не позориться? "Они провоцировали межконфессиональное напряжение и делали это совершенно сознательно и стратегически выверено, — сказал "Правде.Ру" член Общественной палаты РФ Иосиф Дискин. — Поэтому я не понимаю, о каких премиях вообще может идти речь".

По его мнению, присуждение панк-группе премии было бы оскорблением памяти Андрея Сахарова. "Ведь для него его собственные убеждения были вещими, за которые он был готов отдать жизнь и, собственно говоря, и отдал. Но при этом он был человек глубоко толерантный и понимал, что существуют другие ценности и их надо уважать", — отмечает Дискин.

По словам эксперта, было бы не менее странным, если бы они - люди, игнорирующие любые религиозные ценностии и даже наоборот, оскорбляющие религиозные ценности - получили премию Мартина Лютера. "Это было бы оскорблением памяти Лютера, — считает представитель ОП РФ. — Он отстаивал религиозные ценности и за них, также как и Ян Гус, готов был взойти на костер".

"Когда я узнал, что эту группу номинируют на правозащитную премию, мне показалось, что у жюри, которое принимает решения, что-то не в порядке с головой, — сказал "Правде.Ру" директор Московского бюро по права человека Александр Брод. — Потому что связывать имя Сахарова, чистейшего принципиальнейшего человека, интеллигента до мозга костей, с этим, мягко скажем, некорректным кощунственным поступком, это просто не укладывается в рамки здравого смысла".

По мнению правозащитника, в данной ситуации здравый смысл победил. "Есть решение суда, кому-то оно может нравиться, кому-то оно может не нравится, — отмечает Александр Брод. — И если девицы с этим решением не согласны, они вправе заключить договор с профессиональным адвокатом, который будет выполнять свою работу достойно, а не будет в отличие от прежних адвокатов пиариться и извлекать личные дивиденды из процесса".

Вместе с тем, правозащитник согласен, что внимание к теме Pussy Riot ослабло. "Приговор вступил в законную силу и продолжение может быть только в правовой плоскости. А полемика, скандалы и страсти вокруг этой темы больше неуместны", — уверен Александр Брод.