Итоги выборов - урок для оппозиции

Ситуацию вокруг низких показателей явки на прошедших в России 14 октября выборах излишне драматизируют, хотя проблема заслуживает отдельного обсуждения; все парламентские партии, кроме "Единой России", ухудшили свои результаты, эта же партия, напротив, преодолела негативную тенденцию 2010-2012 годов; что же до внесистемной оппозиции - невозможно победить на выборах, в которых не участвуешь. Об этом эксперты говорили в пятницу в Фонде развития гражданского общества в ходе круглого стола "Выборы по новым правилам: итоги".

Открывая дискуссию, глава ФоРГО Константин Костин отметил, что результатами выборов он доволен едва ли не больше, чем сама «Единая Россия». Дело в том, что сентябре возглавляемый им фонд опубликовал доклад «Выборы по новым правилам (интриги и прогнозы электорального цикла осени 2012 года)», в которых итоги голосования по всей стране были предсказаны.

Константин Костин напомнил, что особенностью прошедшего электорального цикла стало возвращение выборности губернаторов и участие в нем вновь появившихся партий. Выступление последних было не очень удачно, отметил глава ФоРГО, впрочем, через несколько электоральных циклов эти партии смогут принять в выборах участие уже на значительно более высоком уровне. Конечно, это касается не всех, уйдут партии-спойлеры, уйдут те, кто не сможет достаточно активно работать на региональном уровне, считает Костин. Но оставшиеся приобретут необходимый опыт.

Все парламентские партии, кроме «Единой России», ухудшили свой результат, отметил руководитель фонда, касаясь итогов выборов. Если у ЛДПР и КПРФ это не столь заметно, то «Справедливая Россия» пережила на прошедших выборах настоящую катастрофу.

«Единая Россия», напротив, демонстрирует, что сумела преодолеть негативный тренд 11-12 годов, или даже 10-12 годов. Партия возвращает себе города. У ЕР есть внутренний ресурс, чтобы стать современной партией, в том числе - партией горожан, считает Костин.

Успех «Единой России» на выборах 14 октября прямо связан с возвращением на пост президента Владимира Путина - в результате проведения им активной политики, появления в обществе политической уверенности и, в некотором смысле, снятии им немалой части негатива от дискредитационной кампании в отношении ЕР. Кроме того, не стоит забывать о высоком личном рейтинге Путина, позитивно повлиявшем после мартовских выборов и на рейтинг «партии власти» в ряде регионов. «Партия власти»  воспринимается избирателями как основной политический  партнер главы государства, чью деятельность одобряют более 70 процентов граждан страны, считает Костин.

Касаясь острого, активно обсуждаемого прессой вопроса низкой явки на состоявшихся выборах, руководитель ФоРГО заметил, что этот вопрос излишне драматизируют. Он привел данные явки на выборах мэров городов и губернаторов, в частности, в Великобритании, Франции, США. На Западе эти показатели колеблятся у отметок 30-40 процентов, что даже ниже, чем в ряде регионов России.

Константин Костин призвал не пускаться в рискованные сравнения и не сопоставлять явку избирателей на выборах 14 октября с аналогичными показателями зимних федеральных выборов. Это совершенно разные, не сопоставимые по масштабам кампании и совершенно разные, несравнимые результаты. Местные выборы вызывают меньший интерес, подчеркнул Константин Костин.

Явка - не совсем та проблема, о которой стоит говорить, заявил в свою очередь руководитель Научного совета Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков. Плохому политику явка мешает, пошутил он и, перейдя на серьезный тон, заметил, что говорить о явке нужно в первую очередь оппозиции, которая не смогла мобилизовать свой электорат. Власть этих людей за ручку на избирательные участки не поведет, отметил политолог.

Со стороны оппозиции, причем всей оппозиции, мы не увидели ни воли к победе, ни креатива, поделился своими наблюдениями руководитель Департамента региональных исследований фонда Виталий Иванов. Яркие ходы можно пересчитать по пальцам - это КПРФ в Брянске, ЛДПР в Удмуртии, «Справедливая Россиия» - нигде. Новая оппозиция, «болотная», и вовсе показала обескураживающий результат. Было много разговоров «верните выборы», была протестная волна, а в результате - ничего. Можно вспомнить разве только действия РПР-Парнас в Барнауле и коалиции в Краснодаре.

С тем, что оппозиция не смогла мобилизовать свой электорат, согласился и руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев. Оппозиционным политикам стоит больше внимания обращать на сформировавшееся конкурентное поле. Конкуренция заставила измениться «Единую Россию», а оппозиция не сделала ничего, посетовал политолог.

Если из прошедшей кампании не будут сделаны самые серьезные выводы, ситуация для оппозиции будет только ухудшаться, сказал Калачев.

Социолог Валерий Федоров, генеральный директор ВЦИОМ, обсуждая вопросы явки, заметил, что какое бы государственное устройство ни было в России - имперское, советское или современное федеративное, но на уровне менталитета «земля начинается с Кремля». С этой точки зрения для большинства населения нашей страны вопрос о власти был решен зимой этого года. К выборам более низкого уровня, соответственно, и внимание куда ниже.

Федоров рассказал, что анализировал электоральную статистику начала XX века - выборы в центральные органы власти собирали большую явку, в то время, как на выборах местного самоуправления явка также составляла порядка 30 процентов. И молодежь голосовала гораздо хуже, чем люди старшего возраста... Это своеобразная историческая особенность нашей страны, сказал Федоров.

По его словам, в прошедших выборах участвовали ядра электората, и в этом смысле результаты выборов закономерны. Ядро есть у КПРФ. Есть у «Единой России», причем, значительно превышающее по численности коммунистическое. Ядро, но не нестабильное, есть у ЛДПР - его нужно постоянно ангажировать, чем и занимается Жириновский. И совсем нестабильное ядро у «Справедливой России».

Что касается внесистемной оппозиции - невозможно победить на выборах, в которых не участвуешь, заметил социолог. Главным образом внесистемная оппозиция сосредоточилась на выборах в своей Координационный совет, видимо, считая эту задачу важнее. Результат закономерен.