Если для "единороссов" минувшие региональные выборы в целом оказались успешными — фиаско, как сказал Дмитрий Медведев, не случилось — то вот для основных оппонентов партии власти итоги единого дня голосования были, мягко говоря, неутешительными. Парламентским левым — КПРФ и "Справедливой России" — перед своими сторонниками похвастаться нечем.
Коммунисты, впрочем, себя утешают тем, что партия выступила "очень достойно". Действительно, в этот раз партийцы подошли к делу, что называется, засучив рукава. В этом электоральном цикле компартия усилила свою активность. Так, на выборах в законодательные собрания шести регионов на 369 вакантных мандатов КПРФ было выдвинуто 463 кандидата. "А если взять в совокупности регионы и столичные города, где проходили выборы мэров и муниципальных собраний, то получается, что на 614 мест мы выдвинули 940 кандидатов", — сообщил в ходе итогового брифинга первый заместитель Геннадия Зюганова Иван Мельников. По его словам, в сельской местности, коммунисты выдвинули вдвое больше кандидатов, чем на прошлых выборах.
"Мы подготовили солидную представительную программу, максимально увязав ее с обстановкой, которая сегодня сложилась в Российской Федерации. Одновременно учли специфику выборных регионов. Считаем, что нам удалось эту программу довести до своих избирателей", — утешался Геннадий Зюганов, подводя предварительные итоги выборов.
Однако что же в результате? КПРФ смогла лишь незначительно улучшить свои позиции на Дальнем Востоке, да и то лишь в крупных муниципальных образованиях. Так, если в Южно-Сахалинске "Единая Россия" набрала 35% голосов, то КПРФ — 27%. Неплохо выступили коммунисты на выборах в городскую думу Владивостока, вплотную приблизившись к 30%, и даже в одном из одномандатных округов выиграла партийный кандидат С. В. Иванова.
И все. Больше особо похвастаться нечем — ну разве что тем, что партия в общем зачете сохранила за собой второе после "Единой России" место. Однако ни в одном из субъектов, где проходили губернаторские выборы, коммунисты не смогли конкурировать с выдвиженцем от партии власти. Везде со значительным отрывом лидировали кандидаты-единороссы.
В то же время совсем недавно появившиеся "альтернативные" коммунистические партии сумели кое-где оттеснить КПРФ. К примеру, в Карачаевске "Коммунисты России" получили 8,5%, значительно опередив кандидатов от компартии. "Эти партии отщипнули у нас до 4-7 процентов голосов", — сокрушался Мельников, пытаясь найти виноватых в том, что КПРФ топчется на месте — вопреки тому, что "левый поворот обозначился повсеместно", а "недоверие к партии власти нарастает", как утверждает Геннадий Андреевич.
Причем редкие победы оппозиции — в основном на выборах в городских поселениях — тоже заслуга отнюдь не компартии, а самовыдвиженцев. Что также довольно симптоматично для постепенно теряющих монополию на оппозиционность "кпрфовцов". Так, к примеру, мэром подмосковного города Пушкино был избран независимый кандидат Сергей Гулин. Мэром города Каменск-Уральский Свердловской области избран опять независимый кандидат Сергей Белоусов. Такая же ситуация и на выборах главы Ванинского района Хабаровского края, где избран независимый кандидат Николай Ожаровский. На выборах главы городского поселения Бодайбо Иркутской области с 33,5% победил самовыдвиженец, заместитель главы администрации по ЖКХ Александр Дубков.
Лидер "Справедливой России" Сергей Миронов оказался куда более искренним, нежели чем его коллега по Думе — Геннадий Зюганов. Он, в частности, признал, что его партия выступила на выборах в законодательные собрания шести регионов неудачно. И назвал две причины: одна другой лучше. "Во всех шести регионах у нас не самые сильные отделения были, — оправдывался Миронов. — Но главное — это административный ресурс, который партия "Единая Россия" использует". По его мнению, именно на выборах в заксобрания этот ресурс был задействован "достаточно мощно": "мы это ощущали", передает слова лидера думской фракции "эсеров" "Интерфакс".
Вместе с тем, он озвучил средний процент, который получила "Справедливая Россия" на выборах в заксобрания. Как выясняется, он составил всего 4,66%. Для серьезной парламентской партии — это крайне низкий показатель. А что касается губернаторских выборов, то Миронов напомнил, что представитель "Справедливой России" участвовал только в выборах главы Амурской области, причем, по его словам, сама партия понимала, что "он фактически технический кандидат". Отметим, что кандидат-эсер набрал чуть более 2% голосов.
"КПРФ и "Справедливая Россия" при тех условиях, которые были, могут считать участие в региональных выборах не очень удачным, — говорит генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин. — Они могли выступить гораздо лучше. И если Геннадий Зюганов этот факт не подчеркивает, традиционно делая хорошую мину при плохой игре, то Сергей Миронов здесь гораздо более откровенен. И такая откровенность вызывает уважение". По мнению политолога, результаты оппозиционных партий могли быть лучше, так как "Единая Россия" испытывает серьезный кризис руководства, как, впрочем, и все парламентские партии, включая КПРФ и СР.
Результаты выборов показали, что и в КПРФ, и в "Справедливой России" системный кризис. "В компартии, как известно, сейчас развернута дискуссия о вероятной смене Зюганова, что коммунисты не хотят признавать ни под каким предлогом, — поясняет эксперт. — В "СР" системный кризис касается отношений руководства и регионов".
"В этой связи парламентские партии, которые принимали участие в региональных выборах, выступили гораздо слабей, чем могли бы", — считает Мухин.