Президенту России Владимиру Путину с 60-летием повезло. Как минимум в том плане, что он сможет его отметить не отвлекаясь на дела государственной важности, ибо выходной. У глав государств, правда, с выходными получается не всегда, но в этот раз, опять же, повезло, Путин, как сообщается, отметит праздник в родном для него Санкт-Петербурге в узком семейном кругу. "Никаких юбилейных торжеств не предусматривается", - подчеркнул пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
Вообще, день рождения главы государства - дата своеобразная. С одной стороны, каждый человек раз в год отмечает день своего рождения и президент в этом смысле не исключение. С другой, глава государства - лицо мало того что публичное, но ещё и выражающее интересы своих сограждан, представляющее страну на самом высоком уровне. Понятно, что не все согласятся с таким определением, но об этом позже.
Одним словом, если глава государства празднует свой день рождения, то поздравления в его адрес являются, как минимум, проявлением хорошего тона. Нюансы касаются только формы и масштабов этих самых поздравлений, и зависят во многом от сложившихся в конкретной стране обычаев.
В КНДР и Таиланде, например, без лишних обиняков этот день приравнивается к государственному празднику. В Великобритании День рождения монарха отмечается помпезно, но лишь с той оговоркой, что дата чётко привязана к первой, второй или третьей субботе июня (по выбору юбиляра). В США поступили ещё демократичней, решив отмечать День президентов, который изначально был приурочен к дню рождения первого главы государства - Джорджа Вашингтона, который появился на свет 22 февраля 1732 года. Однако, поскольку в феврале, 12 числа, родился еще и 16-й президент - Авраам Линкольн, решено было отмечать этот праздник в третий понедельник февраля, то есть где-то посередине между двумя датами.
В России таких традиций не завелось. Исключение мог составить разве что Иосиф Сталин, но и он всячески препятствовал попыткам трудовых коллективов, время от времени предлагающих ежегодно праздновать его день рождения на всегосударственном уровне.
Любопытна в этом отношении беседа Сталина с писателем Лионом Фейхтвангером, где в ответ на реплику собеседника, заметившего, что чувства любви и уважения к Сталину со стороны населения "совершенно искренни и элементарны", но не всегда адекватно воспринимаются сторонними наблюдателями, а потому не мог ли Иосиф Виссарионович как-то "прекратить своим словом эти формы проявления восторга", генсек сказал: "Я пытался несколько раз это сделать. Но ничего не получается. Говоришь им - нехорошо, не годится это. Люди думают, что это я говорю из ложной скромности. Хотели по поводу моего 55-летия поднять празднование. Я провел через ЦК ВКП(б) запрещение этого. Стали поступать жалобы, что я мешаю им праздновать, выразить свои чувства, что дело не во мне. Другие говорили, что я ломаюсь. Как воспретить эти проявления восторгов? Силой нельзя. Есть свобода выражения мнений. Можно просить по-дружески. Это проявление известной некультурности. Со временем это надоест. Трудно помешать выражать свою радость. Жалко принимать строгие меры против рабочих и крестьян".
"Народ у нас еще отстает по части общей культурности, поэтому выражение восторга получается такое. Законом, запретом нельзя тут что-либо сделать. Можно попасть в смешное положение. А то, что некоторых людей за границей это огорчает - тут ничего не поделаешь. Культура сразу не достигается. Мы много в этой области делаем: построили, например, за одни только 1935 и 1936 годы в городах свыше двух тыс. новых школ. Всеми мерами стараемся поднять культурность, Но результаты скажутся через 5-6 лет. Культурный подъем идет медленно. Восторги растут бурно и некрасиво", - пояснил Сталин, добавив, что следует различать здесь широкие массы населения и бюрократов, которые "боятся, если не будет бюста Сталина, то их либо газета, либо начальник обругает, либо посетитель удивится. Это область карьеризма, своеобразная форма "самозащиты" бюрократов: чтобы не трогали, надо бюст Сталина выставить". "Ко всякой партии, которая побеждает, примазываются чуждые элементы, карьеристы. Они стараются защитить себя по принципу мимикрии - бюсты выставляют, лозунги пишут, в которые сами не верят. Что касается плохого качества бюстов, то это делается не только намеренно (я знаю, это бывает), но и по неумению выбрать. Я видел, например, в первомайской демонстрации портреты мои и моих товарищей: похожие на всех чертей. Несут люди с восторгом и не понимают, что портреты не годятся. Нельзя издать приказ, чтобы выставляли хорошие бюсты, - ну их к черту! Некогда заниматься такими вещами, у нас есть другие дела и заботы, на эти бюсты и не смотришь", - заключил Сталин.
Цитирование беседы получилось достаточно пространным, но, как кажется, пояснения Сталина относительно заданного вопроса актуальны и сейчас. С той лишь разницей, что политическое звучание этой проблеме придают не только сторонники Путина и те самые бюрократы, но и противники действующего президента, соревнующиеся между собой в креативности "праздничных" замыслов.
Самый резонансный подарок Владимиру Владимировичу подготовили в 2010 году студентки МГУ, выпустив эротический календарь, где не совсем одетые девушки поздравляли своего кумира небанальными фразами типа "как насчёт третьего раза" или "леса потушили, а я вся горю". Идея настолько понравилась оппозиционерам, что они выпустили свою версию календаря - правда совсем неэротическую и с куда более банальными репликами вроде "Кто убил Анну Политковскую?".
Также по теме: Эпоха Путина: новые вызовы. новые свершения
В этом году, в силу вступления Путина в седьмой десяток, креатив оппозиционеров вился вокруг пенсионного возраста. Тут тебе и установка именных скамеечек для отдыха, и "подарки" пенсионеры вроде старенького радиоприёмника, шланга для полива грядок и т.д. Одним словом, всё предсказуемо, местами пошло и в целом не интересно. Да и о какой-то массовости говорить не приходится - так, отдельные эпизоды.
Вообще, как бы кто не относился к Путину, переходы на личность и возгласы в стиле "ты кто такой?!", чем частенько грешит оппозиция, не самое лучшее, что можно придумать в рамках политической борьбы. "Я не отвергаю никого и не хочу принизить достоинств ни одного из возможных лидеров оппозиции, но, конечно, кроме шума, крика, внешнего эффекта человек должен что-то сделать, показав, что он способен на позитив, и только после этого человек может претендовать на то, чтобы быть лидером чего бы то ни было. Там ведь много желающих возглавить, но это дело самого этого society, - заявил Владимир Путин в специальном выпуске программы "Центральное телевидение" на НТВ. - Естественным образом шелуха будет отсеяна, и появятся действительно яркие, интересные и содержательные люди, которые смогут взять на себя ответственность за какие-то отрасли, сферы общественной жизни, а может быть, и за всю страну", - подчеркнул глава государства.
Владимир Путин может быть и железный человек, но совсем не Терминатор. И не член Политбюро КПСС, уступающий кресло главы государство либо по причинам, скажем так, естественного характера. И отправить его на пенсию вполне возможно. Но только не посредством ехидного зубоскальства, а несколько иным путём, используя имеющиеся в распоряжении каждого гражданина демократические права и свободы. Впрочем, каждый в данной ситуации выбирает свой путь.