1 октября в Мосгорсуде состоится рассмотрение кассационных жалоб участниц группы Pussy Riot на вынесенный ранее в их отношении приговор. Но основные события, похоже, развернутся вне зала судебных заседаний.
Адвокат одной из осужденных Марк Фейгин у себя в микроблоге в Твиттере не перестаёт напоминать о том, что 1 октября по всему миру в 11.00 по московскому времени начнется международная акция солидарности с Pussy Riot. На сайте freepussyriot. org висит список городов из более чем 30 городов, в которых должны пройти акции поддержки. Правда, судя по предполагаемому количеству участников, о какой-то массовости говорить не приходится.
В Вашингтоне, к примеру, выразить свою солидарность пожелали 13 человек, в Стокгольме — 33, в Праге — 21, в Париже — 51, в Гамбурге — 15. Единственным городом, где в защиту российской панк-группы предполагают выйти больше ста человек, стал Лондом. Да и то, об этом своём желании заявили 170 человек из более чем трёх тысяч, кто получил соответствующие приглашения.
В Москве, судя по страничке акции в Фэйсбуке, твёрдо решили идти к Мосгорсуду около 250 человек. Однако и эта цифра под вопросом. Во-первых, потому что галочка в Фэйсбуке вовсе не означает гарантированного участия пользователя этой социальной сети в акции. Во-вторых, среди потенциальных участников достаточно много тех, кто в принципе находится далеко от Москвы (например, в Мурманске или Бонне) и физически не может оказаться в понедельник у здания Московского городского суда.
Впрочем, какое-то движение определённо будет. К тому же, провести свою контракцию уже пообещали православные активисты. Причём свой ответ они также готовят в международном масштабе.
Об этом, в частности, заявили представители молодежного движения "Георгиевцы". "Мы призываем всех 1 октября выйти на акцию протеста с основным лозунгом "Действия "Pussy Riot" и их поклонников — кощунство!". Мы также призываем поддержать нас всех христиан мира", — говорится в их заявлении. "Пришла пора определяться, в какой стране мы хотим жить! В стране, где будут править "Взбесившиеся половые органы" и их поклонники? Или мы хотим жить в стране, где храмы опять будут рушить со словами "Задерем подол матушке Руси!", как это сделал Лазарь Каганович в 1931 г., приведя в действие взрывное устройство для Храма Христа Спасителя? Сегодня не важно, "белый" ты или "красный", правый или левый, лоялен власти или в оппозиции, сегодня мы призываем всех определиться, на чьей ты стороне. На стороне света, добра и правды или на стороне тьмы, зла и лжи", — призывают "георгиевцы".
По словам православных активистов, в первую очередь они рассчитают на ближнее зарубежье. "У нас очень хорошие дружеские отношения с сербскими организациями, с черногорскими, болгарскими, чешскими…", — пояснил сопредседатель движения Степан Медведко. Впрочем, как заявляется, собираются проявить активность и оппоненты "кощунниц" в США и некоторых странах Западной Европы. Но, разумеется, основные боевые действия развернутся скорее всего в Москве. И не факт, что дело ограничится только словесной перепалкой.
"Понятно, что кроме православной молодежи и организаций там будет много других людей и организаций, за которые мы отвечать не можем. Понятно также, что о. Дмитрий (Першин), некоторые православные частные сайты, "Новая газета", РБК, и т. д. обрушатся на нас с потоками грязи и обвинений в том, что мы "требуем сжечь ведьм на костре", — говорят "георгиевцы", утверждая, что для них самое главное сейчас, это "донести до СМИ церковную позицию, выраженную Высшим Церковным Советом".
В заявлении ВЦС, принятом в августе этого года, признавалась "необходимость соответствующей реакции со стороны государства". Но вместе с тем подчёркивалось, что "юридическая оценка находится вне сферы компетенции церковного Священноначалия", а потому определение меры пресечения и меры наказания является исключительно прерогативой светского суда. "Церковь не имеет властных рычагов воздействия на осуществление правосудия и не стремится их иметь. Мы также не рассматриваем происшедшее с политической или эстетической точки зрения. Пастырский долг Церкви — давать духовную, нравственную оценку имевшим место событиям, — говорилось в заявлении. При этом заявители обращались "к государственной власти с просьбой проявить в рамках закона милосердие к осужденным, в надежде на то, что они откажутся от повторения кощунственных действий".
Об этом же накануне напомнил и председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата Владимир Легойда, выступив с официальным комментарием по поводу предстоящего судебного заседания: "Еще раз повторяем, что подобные деяния, посягающие на чувства верующих, заслуживают осуждения и не могут оставаться безнаказанными, чем бы их ни пытались оправдать. […] В то же время Церковь искренне желает раскаяния совершивших осквернение святого места, будучи убеждена, что это принесет пользу их душам. И поскольку цель наказания — исправление, то, в случае если какие-то слова осужденных будут свидетельствовать о раскаянии, о переосмыслении ими содеянного, хотелось бы, чтобы это не было оставлено без внимания и преступившие закон обрели возможность встать на путь исправления", — сказал В. Легойда.
Вообще, создается впечатление, что и церковь, и власти достаточно непрозрачно намекают на то, что на первый раз в принципе готовы простить девушек (разумеется, в виде замены реального срока условным наказанием). Другое дело, что суду для принятия такого решения требуется не публично заявленная позиция представителя РПЦ или премьер-министра Дмитрия Медведева, а личное заявление осуждённых, которым, если верить словам Легойды, достаточно хотя бы намекнуть. Но проблема в том, что сами девушки раскаиваться (по крайней мере пока) не желают. Не желают слышать слова раскаяния из уст своих подзащитных и их адвокаты, о низком профессиональном уровне которых говорит даже глава МХГ Людмила Алексеева.
Катя, Надя и Маша давно уже перестали принадлежать самим себя, став обложкой вполне определённого пиар-проекта, извлекающего вполне конкретную коммерческую выгоду как из его политической, так и бизнес-составляющей. А значит история Pussy Riot обречена на продолжение, закончившись ровно в тот момент, когда девушки выйдут из мест заключения — глупыми и непокорёнными.