"Философский пароход": плыть или не плыть?

Ровно 90 лет назад, 29 сентября 1922 года из Петрограда в Штеттин отплыл пароход "Обербургомистр Хакен", вошедший в историю как "философский пароход". Советская Россия распрощалась с "интеллектуальной элитой" (потом объясню эти кавычки) - Бердяевым, Франком, Ильиным, Трубецким, Вышеславцевым и другими (всего около трех десятков человек, вместе с семьями - порядка 70).

Вообще "философских пароходов" было, как минимум, два (а по факту еще больше) - 16 ноября 1922 года также из Петрограда отправилась "Пруссия", на борту которой уходили в эмиграцию Карсавин, Лосский, Лапшин и их товарищи по несчастью - вместе с семьями 44 человека.

Изгнанники были, несомненно, самыми первыми диссидентами, в том смысле, что тогда ЕЩЕ не расстреливали (то есть, по "крайней мере" не всех), а потом УЖЕ не расстреливали. Принято думать, что именно коммунисты изобрели такой способ "очищения" от тех, про кого Троцкий скажет: "Мы их выслали потому, что расстрелять не было повода, а терпеть стало невозможно".

Но это не так и "Америка здесь открыта" правительством США, причем за три года до нашего "философского парохода", когда 21 декабря 1919 года на корабле "Буфорд", названным прессой "Советским ковчегом" из Штатов в Россию было депортировано 249 человек, объявленных в США "заговорщиками всех мастей".

Так что большевики просто переняли опыт "рейдов Палмера", направленных против американских "левых", то есть тоже, своего рода, "инакомыслящих", но с обратным знаком.

По-разному сложилась судьба тех пассажиров и, кстати, не у всех оказался билет в один конец. Одни, не сумев подняться над обидой против Советской России, готовы были "дружить" с кем угодно - например, профессор Борис Вышеславцев в годы Второй мировой войны специально переехал в Германию и сознательно участвовал в пропагандистских кампаниях Третьего рейха.

Другие наоборот (о чем сейчас не принято вспоминать) вернулись, как экономист и публицист Долмат Лутохин, прибывший "назад в СССР" в 1927 году и умерший в блокадном Ленинграде.

К тому же, существует еще один нюанс - не всех "философов" большевики выгоняли, некоторые сами добровольно садились на пароходы (как уже упомянутый Вышеславцев), не соглашаясь с новой политикой и, прежде всего, с ее воинственно-антирелигиозным содержанием.

По сегодняшним меркам они откровенные "мракобесы", тянувшие Россию обратно в "средневековье", вместо того, чтобы "мы наш, мы новый мир построить...". Впрочем, здесь повод задуматься о другом.

Тот "креативный класс" был слишком занят самим собой и своими проблемами, возведя их в идеалы для всей страны. Воюя со "старой Россией", передовой отряд российской интеллигенции не заметил, как многие из "бойцов" (не все) оказались не востребованы Россией новой.

Сейчас модно утверждать, мол, большевики боялись "интеллектуальной конкуренции" и потому, дескать, поспешили избавиться от "цвета нации". Вряд ли - коли действительно "боялись", то избавились бы радикально, а не отпустили на все четыре стороны.

Что ж до "цвета" и "элиты", то уехали люди, безусловно, известные, но отнюдь не "властители дум" тогдашнего российского общества, в широком его понимании. К примеру, по замечанию философа Вячеслава Степина, "если бы Николай Бердяев на самом деле являлся властителем дум, то никакой революции просто не было бы". 

Да и как можно быть "цветом нации" при таком отношении к нации: "Остался второсортный человеческих материал. Произошла полная деградация русского народа в качественном отношении ..." - из выступления "философского пассажира" Питирима Сорокина.

Конечно, "таперича, не то что давеча" - и говорят ёмче ("быдло"), и философствуют жёстче ("Богородица, Путина прогони"!). В остальном же "креативный класс" остается верен историческим традициям, меряя Россию лишь Болотной площадью и проспектом Сахарова, и чуть что, причитая: "пора валить из этой Рашки". "Плыть или не плыть?" - это достойный вопрос для современного "философского парохода".