Несмотря на возросшую известность лидеров "болотного" протеста, россияне с некоторым сомнением относятся к деятельности непримиримой оппозиции.
С одной стороны, сбылась, как говорится, мечта идиота. Лидеры протестных акций на Болотной площади и проспекте академика Сахарова уже не могут пожаловаться на информационный вакуум. О шествиях "За честные выборы", впоследствии трансформировавшиеся в т.н. "марши миллионов" достаточно подробно рассказывают не только интернет-СМИ и печатные издания, но и телеканалы.
И вполне логично, что в силу этих обстоятельств известность лидеров "сахарно-болотного" протеста существенно повысилась.
Например, как свидетельствуют данные опросов ВЦИОМ, блогер Алексей Навальный в феврале этого года был в той или иной мере известен 29% россиян, а к сентябрю этот показатель вырос до 48%. С 21% до 60% выросла известность экс-депутата Госдумы Геннадия Гудкова. Но в случае с опальным парламентарием, надо полагать, сыграли свою роль не марши оппозиции, а история с лишением его депутатского мандата.
Подтянулся в рейтинге известности (с 13% до 39%) и записной революционер, лидер "Левого фронта" Сергей Удальцов. Чуть скромнее результаты у его коллеги по "ЛФ" Ильи Пономарёва (с 14% до 23%), а также у защитницы Химкинского леса Евгении Чириковой(с 12% до 20%).
Одним словом, результаты можно считать положительными лишь отчасти, поскольку количество в данном случае не перешло в желаемое качество - россияне с некоторым сомнением относятся к деятельности непримиримой оппозиции.
Также по теме: Социологи вычислили процентный состав оппозиции
Так, согласно всё тому же ВЦИОМ, внимательно следят за деятельностью оппозиционного движения в нашей стране лишь 5% опрошенных, 34% делают это время от времени и 59% не интересуются этой темой в принципе. Принять участие в акциях оппозиции выразили лишь 7% респондентов (в декабре 2011-го таковых было 13%), а поддерживают российскую оппозицию морально 17% (против декабрьских 27%). При этом полное безразличие к этим акциям выразили 35% россиян, 28% не считают возможным для себя принимать участие в таких митингах, а 7% заявили, что будь их воля, они бы вообще запретили все эти акции.
Соответствующее отношение у жителей России и к лидерам "маршей миллионов". Так, как свидетельствует ВЦИОМ, за последние полгода доля тех, кто отрицательно относится к Навальному, выросла с 31% до 43%, к Геннадию Гудкову - с 29% до 43%, к Сергею Удальцову - с 26% до 42%, к Илье Пономареву - с 28% до 40%, к Евгении Чириковой - с 24% до 39%.
Что касается положительных оценок, то определённый прогресс со знаком "плюс" наблюдается лишь у Сергея Удальцова (рост положительных оценок с 18% до 27%) и Евгении Чириковой (с 22 до 28% соответственно). Но и это, скорее всего, объясняется личностными особенностями оппозиционеров. Удальцов поражает своей брутальностью, революционной прямотой и готовностью в очередной раз оккупировать телефонную будку. Чирикова же по большей части берёт тем, что является единственным заметным представителем женского батальона российской оппозиции (Ксения Собчак - не в счёт).
Вместе с тем, вряд ли что Чирикова, что Удальцов будут претендовать на лидерство оппозиционного движения в целом. "Химкинской фее" дай-то Бог без особых репутационных потерь выйти из выборов мэра Химок, а Сергей Удальцов, судя по всему, не собирается отказываться (как представляется, в силу объективных причин) от выбранного образа площадного революционера, видящего перспективы своего лидерства исключительно на баррикадах.