Представители православной общественности потребовали изъять из публичного употребления словосочетания "русский фашизм" и "православный фашизм", как оскорбительную и экстремистскую по своей сути.
19 сентября 2012 года Люблинский районный суд Москвы признал экстремистским материалом выпуск газеты "Вестник воинов Христовых "Сергiевъ Посадъ"" за № 18. Как отмечается в сообщении Генпрокуратуры, 4 ноября 2011 г. житель г. Москвы, находясь на санкционированном массовом мероприятии "Русский марш", проходившем на территории Марьинского парка столицы, получил от неизвестных ему граждан газету "Вестник Воинов Христовых № 18 Сергиев Посад", которое в тот же день передал в правоохранительные органы.
ГУП г. Москвы "Центр информационно-аналитических технологий" провёл экспертизу материалов этого выпуска газеты, обнаружив в них "признаки пропаганды фашизма, а именно русского православного фашизма". На основании выводов экспертов прокуратура направила в Люблинский районный суд г. Москвы заявление о признании указанного материала экстремистским, а суд, в свою очередь, удовлетворил требования прокурора в полном объеме.
В 2007 году редактор вышеозначенного "Вестника", помощник атамана т.н. Сергиево-Посадского станичного казачьего обществах хорунжий Александр Андреев уже имел проблемы с правоохранительными органами в рамках уголовного дела, возбуждено Сергиево-Посадской горпрокуратурой по факту распространения Вестника воинов Христовых "Сергiевъ Посадъ" № 17. Предметом разбирательства стало опубликованное в газете стихотворение, в котором предлагалось "объявить жидам войну". По тому же делу, кстати, были задержаны и другие участники данного казачьего образования во главе с самим атаманом. Впоследствии, правда, все они были отпущены за отсутствием состава преступлений. Но не суть.
"Боевой листок" Сергиево-посадского казачества вряд ли претендовал на что-то большее, чем роль макулатуры. Да и "жидовское" стихотворение, к которому прицепилась прокуратура, детский лепет по сравнению с тем, что ещё печаталось в "Вестнике". Вот, например: "В 1941 году, когда над богохульной Совдепией блеснул меч германской армии, Господь дал Руси шанс сбросить с себя жидовское иго, покаяться и стать благочестивой...", - цитирует сайт sergiev-posad.ru выдержки из опубликованной в этой газете статьи за подписью некоего игумена Моисея.
Одним словом, о закрытии этого издания вряд кто-то станет сожалеть. Возмущение православной общественности вызвали формулировки экспертов. "Выражение "русский православный фашизм" является столь же абсурдным, как, например, "еврейско-иудейский антисемитизм", и является оскорбительным для русского народа и православной общины России", - заявил "Интерфакс-религия" глава Правозащитного центра Всемирного русского народного собора Роман Силантьев.
Силантьев напомнил, что в своё время власти России "совершенно обоснованно" рекомендовали не употреблять словосочетания типа "исламский терроризм", указывая на их оскорбительность для законопослушных мусульман. "Было бы весьма актуально распространить это правило и на русских с православными. Выражения типа "русский фашизм" или "православный фашизм" не должны допускаться ни в экспертных оценках, ни в публикациях СМИ", - сказал правозащитник, отметив, что "движение так называемых "русских фашистов" не менее многонационально, чем "русская мафия" в США", а "газеты же типа "Вестника Воинов Христовых" выпускают псевдоправославные секты, которые ведут непримиримую войну с Русской православной церковью".
В этой связи Р. Силантьев потребовал от ГУП г. Москвы "Центр информационно-аналитических технологий" немедленных извинений и денонсирования указанной части экспертизы, предупреждая, что "в противном случае ВРНС может попросить у властей города Москвы дать официальную оценку деятельности экспертов, которые под их эгидой оскорбляют крупнейший народ и крупнейшую религиозную традицию нашей страны", - заключил он.
Определённая логика в словах Силантьева есть. Если уж в своё время решили, что у терроризма не может быть национальности, то и связь понятий "русский" и "православный" с "фашизмом" вызывает однозначно негативные коннотации относительно русской нации и православной веры. Впрочем, правозащитники разошлись в трактовке этой проблемы.
По мнению главы фонда "Холокост" Аллы Гербер, есть понятие фашизма, которое совершенно не обязательно снабжать национальным эпитетом. "Если в тексте есть признаки фашистской пропаганды и идеологии - это и есть фашизм, мы все знаем, что это такое. А называть его русским или иудейским - я считаю, что это лишние эпитеты", - заявила она "Правде.Ру".
Директор информационно-аналитического центра "Сова" Александр Верховский в свою очередь полагает, что есть устоявшееся определение фашизма, соответственно "он может быть в том числе и русским и православным - главное, чтобы характеристики соответствующие выполнялись". По мнению В. Верховского, запретить научную характеристику невозможно", и если она кому-то кажется оскорбительной, то в этом нет ничего страшного. "Я считаю, можно и пережить такую обиду", - пояснил эксперт по нацинализму и ксенофобии "Правде.Ру".
"Если она оскорбительна для тех, по отношению к кому она была применена, то они могут судиться по этому поводу. Но ведь конкретно к Силантьеву её не применяли, он-то за что обиделся? Если он обиделся за весь русский народ, то русский народ этим никак не обижен, поскольку, повторяю, речь шла о конкретной группе и её взглядах, которая этот самый русский народ не представляет", - подчеркнул собеседник издания.
"К сожалению, у фашизма есть много оттенков", - прокомментировал заявление представителя Правозащитного центра ВРНС вице-президент Общероссийского союза юристов Владислав Гриб, отметив при этом, что формулировка "православный фашизм" немного режет ухо, поскольку в основе православия заложены другие принципы.
Что же касается "русского фашизма", то у фашизма "могут быть основы национальной исключительности". "Но это не в обиду русскому народу, а том смысле, что на определенных национальных чертах основывается та или иная идеология", - сказал юрист "Правде.Ру". "Если мы идем через идеи национал-социализма, через идеи национального господства, исключительности русской нации, то вот эту формулировку я допускаю", - пояснил В. Гриб.