Пока депутат Госдумы Илья Пономарёв колесит по российским городам и весям, пытаясь показать широту оппозиционного протеста, его коллега по Болотной площади Борис Немцов фактически признал провал региональной политики оппозиции.
15 сентября российская внесистемная оппозиция намерена провести очередную акцию под названием "Марш миллионов". Название это, как уже неоднократно признавали организаторы, достаточно условное. Дескать, вывести миллион человек на всероссийскую акцию протеста - это их конечная цель. Но судя по прошедшим в мае и июне "миллионным" акциям, достигнута она будет не скоро.
Собственно, понимание текущих проблем заставило оппозиционеров отказаться от проведения летом каких-либо крупномасштабных мероприятий и потратить эти три месяца на подготовку к осеннему "маршу миллионов". "Летом основной упор будет делаться на работу в регионах, будут выезды представителей оргкомитета, развитие гражданского движения и кампания по освобождению политзаключенных - Оккупай Следственный комитет, - пояснил Удальцов. А его белоленточный коллега, депутат Госдумы Илья Пономарёв и вовсе заявил, что Москва как центр протестной активности не только "показала свой потенциал, но продемонстрировала и пределы возможностей". Таким образом, посчитал оппозиционный парламентарий, необходимо наладить смычку города и деревни, то бишь федерального центра с регионами.
В рамках реализации задуманного при участии Пономарёва были организованы несколько летних лагерей, а кульминацией должен был стать автопробег, участники которого должны были оппозиционным вихрем промчаться по российским городам, поднимая и вдохновляя местных сторонников на новые свершения. Однако, несмотря на то, что идею поддержали практически все лидеры "болотного" протеста, отдуваться за всех пришлось непосредственно Пономарёву,фактически в одиночку отправившегося в путешествие.
Возможно по этой, а может быть и по какой другой причине, но "Белый поток" (именно так назвали свой автопробег оппозиционеры) на деле оказался "белым ручейком": местные автооппозиционеры к столичным гостям присоединяться желания не испытывали, а вместо ожидаемых тысяч сторонников, на митинги "белопоточников" приходило в среднем несколько десятков человек. Впрочем, Илья Пономарёв и сопровождающий его ответсек федерального политсовета движения "Солидарность" Михаил Шнейдер не унывали, и в целом излучали оптимизм.
Однако проблема крайне низкого уровня поддержки "болотного" протеста в регионах становился всё более очевидным не только наблюдателям, но и лидерам оппозиции. И пока организаторы автопробега говорили о своих успехах, о вероятном проведении 15 сентября "марша миллионов" не только в Москве и Петербурге, но также в 50-60 городах России, сопредседатель РПР-ПАРНАС Борис Немцов, так, кстати, и неприсоединившийся к "Белому потоку", подвел неутешительные итоги регионального вояжа своих коллег.
"Народ понимает, что если мы в Новосибирске проведем митинг, то, очевидно, что представители власти об этом даже не услышит, а когда мы на Болотной или на Сахарова, поверьте, мгновенно узнает", - заявил в минувшую пятницу Борис Немцов в ходе своей поездки в Новосибирск. Поэтому, по словам Немцова, будет лучше, если региональные оппозиционеры сконцентрируют усилия на организации поездки своих активистов на марш миллионов" в Москву.
С одной стороны, предложение, конечно, разумное, поскольку (и здесь трудно не согласиться с Немцовым) оценивать этот "марш" будут в первую (и, пожалуй, единственную) очередь по событиям в Москве. Но вместе с тем неполиткорректное по отношению к регионам, где местные оппозиционеры уже начали активную подготовку к проведению в своём городе филиала московского марша, во-первых; и выпячивающее существующие проблемы внесистеменой оппозиции, которые так и не удалось решить за прошедшие три месяца, во-вторых. Кроме того, как показывает предыдущий опыт таких созывов, желающих посетить протестное мероприятие в столице находится не слишком много.
Одним словом, все заявленные белоленточной оппозицией глобальные инициативы, начиная от подготовки к осеннему наступлению и заканчивая выборами в Координационный совет оппозиции, терпят полный и безоговорочный крах. И виной тому оказываются даже не столько продвигаемые белоленточным движениям идеи (в конце концов, капля, как известно, камень точит), сколько всё более проблемным становятся для продвижения этих самых идей сами лидеры оппозиции,решающих какие-то свои, не всегда совпадающие с мнением других оппозиционеров цели.