Лондонский суд встал на сторону Романа Абрамовича в судебном споре с Борисом Березовским. Для стороннего наблюдателя главным итогом этого разбирательства стала вскрытая подноготная грабительской (теперь уже, видимо, следует писать уже без кавычек) приватизации советской госсобственности.
В конце-концов, сама по себе судебная битва двух бизнес-истуканов совершенно не интересна. Ну крупная сумма иска - 5,5 миллиардов долларов. Привлекает, конечно, хотя для сторон процесса, не исключено, она и роли-то существенной не играет. Но в принципе я не против, - если кому нравится, может в сторонке повздыхать над глянцем яхт, самолетов, газет-пароходов.
Интересно другое - информация, всплывшая в процессе прения сторон. А она такова: Березовский утверждал, что владел пакетами акций "Сибнефти" и "Русала" и требовал за них компенсацию. Абрамович этот факт отрицал, говоря, что Березовский его "крышевал", за что получал деньги.
Причем слова "крыша", "крышевал" так и использовались в судебных прениях в известном каждому простому россиянину криминальном, а отнюдь не архитектурном значении. Это первый момент.
Второй - это уровень "крыши". Понятно, что речь не о банальном рэкете с коммерческих палаток у метро. Куда выше. Заниматься бизнесом в России 90-х, не выходя на власть, было невозможно, утверждала сторона Абрамовича. А Березовский был "крестным отцом" российской политики.
Наконец, момент третий. Приватизационная схема, обрисованная в ходе судебного процесса, выглядела следующим образом: Березовский, к которому обратился Абрамович, уговорил президента Россиии Бориса Ельцина приватизировать две государственные компании и создать из них "Сибнефть" так, чтобы она оказалась у Абрамовича. "Сибнефть", в свою очередь, предполагалось использовать для финансирования телеканала ОРТ. А ОРТ, оказывая ответную любезность главе государства, должен был поддерживать Ельцина на выборах.
Эту схему просто и без особых душевных терзаний огласил в ходе судебного заседания адвокат Абрамовича Джонатан Сампшн. Хотя что терзаться Сампшну по поводу событий 15-летней давности в далекой дикой России, не правда ли?
Парадоксально, что в современной России эти сведения не вызвали ни скандала, ни особенного фурора, ни каких-либо действий со стороны следственных органов. Может быть ситуация изменится сейчас, после решения британского суда?