Затея с выборами в Координационный Совет оппозиции, похоже, терпит крах, что признают не только оппоненты, но и сами организаторы.
20 августа началась регистрация кандидатов в Координационный совет оппозиции (КС), который, по замыслу организаторов, должен стать тем самым оппозиционным протопарламентом, легитимизирующим лидеров российского протестного движения. Начиная с 31 июля все сколько-нибудь весомые лидеры оппозиционного мнения только и делали, что говорили про "оппозиционные праймериз", которые позволят "выявить новых людей, обладающих потенциалом в публичной политике, найти новые идеи, уйти от споров на тему "кто все эти люди" при согласовании и подготовке очередных митингов, круглых столов или даже переговоров, просто попрактиковаться в нормальной политике".
Члены Центрального выборного комитета (ЦВК) обещали провести самые прозрачные и самые честные выборы. Дескать, постараются "обеспечить максимально правильный подсчет голосов" и не намерены "усложнять жизнь кандидатов и избирателей искусственными ограничениями, которые не имеют отношения к состязательному избирательному процессу".
Согласно установленным правилам, российскую оппозицию в КС будут представлять 45 человек, 30 из которых должны быть избраны по т.н. общегражданскому списку, а ещё 15 по трем общероссийским избирательным округам, представляющих три идеологических течения: левое, либеральное и националистическое.
По итогам выдвижения кандидатов, которое началось 20 августа и закончится 15 сентября, организаторы рассчитывают зарегистрировать не менее 100 претендентов, каждый из которых, кстати, обязан внести избирательный взнос в размере 10 тысяч рублей (эти деньги, как утверждается, пойдут на организацию процесса голосования). Однако несмотря на широкую рекламную кампанию, спустя 9 дней после начала регистрации, количество кандидатов пока меньше номинала.
На данный момент по общегражданскому списку зарегистрировалось только 27 человек на 30 вакантных мест. Причём тот самый 10-тысячный рублёвый фильтр, должный ко всему прочему ещё и стать барьером на пути разных фриков, не помешал этим самым фрикам всё же зарегистрироваться в качестве кандидатов.
Например, Сергей Аникин в качестве главного своего достоинства указал, что у него "есть голова для формулирования целей и опыт для их реализации".
"Воин света" Станислав Шатов представляет движение "Светлые силы" и выступает за "власть соревнования лучших идей вместо пирамиды рабства" и "философию мира абсолютного добра".
Художник Андрей Панибратченко, как следует из его предвыборного резюме, вообще ещё в 1981 году эмигрировал во Францию и сейчас работает "в международной независимой некоммерческой неправительственной гуманитарной организации".
Юрий Шулипа представляет себя в качестве "видного (!) общественно-политического деятеля". Ведущий специалист "Альфа-банка" Андрей Баласанов обещает бороться "за восстановление и соблюдение прав граждан согласно Конституции Российской Федерации". Александр Первушин представляется как член партии "Яблоко", либертарианец, космополит и верующий христианин одновременно, а также рассказывает, что "принимает участие в выборах в Координационный Советс целью отстаивать идеи широкого применения акций гражданского неповиновения".
За оставшееся время, скорее всего, число кандидатов по общегражданскому списку превысит необходимые для избрания 30 человек, так что у избирателей всё же появится возможность выбирать не 30 из 30, а хотя бы искомые 30 из 36 или даже 40.
А вот с "идеологическими куриями", по которым должны были выдвигаться однозначно причисляющие себя к тому или иному направлению идеологической мысли (скорее всего, предполагалось участие лидеров политических партий и движений) и на которые возлагались определённые надежды, складывается совсем уж анекдотичная ситуация - на сегодняшний день нет ни одного человека, зарегистрированного по данным спискам. Точнее, есть некто Андрей Владимирович Тюрин, зарегистрированный по списку националистов, но поскольку он, похоже, представляет исключительно себя самого, то, скорее всего, его регистрация будет аннулирована или же он будет переведён в общегражданский список. Так, по крайней мере, значится в правилах.
Об этой проблеме несколько дней назад заявлял непосредственный идеолог создания КС Леонид Волков. "Пока сбоит механизм "курий" и "идеологических квот". Мы видим, что известные именно своей идеологической позицией политики раз за разом выдвигаются по "общегражданскому" списку", - писал он у себя в блоге, считая, что это приведёт к некоему нарушению равновесия: "...будет слишком большая конкуренция именно в общегражданской части списка, и гражданским активистам из регионов придется пробиваться через частокол топовых московских медийных фамилий - и в то же время по идеологическим спискам пройдут малоизвестные люди", - пояснял он, видя в этом угрозу "снижения уровня авторитетности избранного Координационного совета, и степени доверия к нему со стороны избирателей".
Сегодня несколько дней эту же тему поднял ещё один уральский оппозиционер Фёдор Крашенинников, также обративший внимание на пустые списки "идеологических" кандидатов. "И у меня есть неприятное ощущение, что при сохранении нынешних тенденций в списке либеральной курии окажутся какие-то никому не ведомые "либералы", которые пройдут в КС не потому, что конкретно их выбрали, а потому что из списка незнакомых фамилий так и так придется выбирать пять", - отмечает он. "Прошу понять меня правильно, это не личные «наезды» на конкурентов по выборам, это попытка понять: зачем нам навязали курии, по которым не торопятся выдвигаться даже вполне очевидные сторонники титульных идеологий?" - задается вопросом Фёдор Крашенинников.
Одним словом, перед организаторами стоит серьёзная проблема. Менять на ходу правила и проводить выборы в КС только по общегражданскому списку, расширив его до искомых 45 человек, значит заранее признать провал. "Следовательно, надо искать какой-то другой выход - некоторые идеи есть, и мы займемся поисками решения проблемы на следующей неделе", - пообещал Волков 25 августа. Но похоже, пока решения не найдено.
Фёдор Крашенинников предлагает ЦВК либо "волевым решением распределять поступающие заявки и туда тоже", либо "хотя бы задать прямой вопрос известным людям, по какой причине они не хотят выдвигаться от той курии, к которой они идеологически близки, а ответы обнародовать".
Впрочем, такое "волевое" перераспределение - уже нонсенс, поскольку сразу же нарушает права кандидата, который если зарегистрировался по общегражданскому списку, значит имел на то весомые основания. Равно как и "прямой вопрос" является ничем иным, как давлением на кандидата.
Впрочем, если либералы ещё могут давить на "общегражданских" Немцова или Шнейдера, то вот взывать к "левым" и "националистам" представляется невозможным в силу их отсутствия в списках кандидатов как таковых. И если таковые и появятся, то уже сейчас с достаточно большой долей вероятности можно предположить что ими станут Александр Поткин, Константин Крылов, Владимир Тор и может быть кто-то ещё. От "левых" решительных шагов в сторону КС ждут от Сергея Удальцова и Ильи Пономарёва.
Серьёзные проблемы ожидаются и в плане избирателей, регистрация которых пройдёт с 10 сентября по 18 октября. Организаторы заявляют, что участие в выборах примут не менее 100 тысяч человек. Однако, смотря на процесс выдвижения кандидатов, такое заявление представляется крайне смелым.
Кстати, Леонид Волков в своём блоге проводит опрос на тему выборов, результаты которого представляются достаточно любопытными. Так, например, 64% читателей его блога находят саму идею таких праймериз "очень классной", а 19,3% в целом одобряют, но их смущает реализация. Что же касается процедуры, то лишь 19% находят её вполне понятной, в то время как 43,8% считают, что есть множество нюансов, которые необходимо доработать, а 28,6% заявляют, что "пока вопросов гораздо больше, чем ответов".
В общем, пока однозначного доверия к широко разрекламированным праймериз у оппозиционного электората нет. Нет его и у некоторых лидеров оппозиционных организаций, решительно отказавшихся принимать участие в таких выборах. Более того, нет уже уверенности в благоприятном исходе и у самих организаторов, тщетно пытающихся убедить себя и окружающих в обратном.