Политбюро для оппозиции

Ввиду спада протестной активности в офлайне, радикальная оппозиция переориентировалась на борьбу в онлайне. Во вторник стартовала виртуальная регистрация в т. н. Координационный совет оппозиции (КС) — коллегиальный орган, который займется координацией протестных действий и даже, возможно, будет играть роль теневого парламента.

О начале регистрации кандидатов на праймериз оппозиции на специально созданном сайте "Центрального выборного комитета" объявил Алексей Навальный. "Я поздравляю нас всех. Наконец-то у всех нормальных обычных граждан появилась возможность не просто сказать то, что они думают об оппозиционном движении, но и прямо участвовать в формировании его руководящего органа через самый правильный и честный механизм — выборы", — написал блогер в своем журнале, сообщив, что сами выборы пройдут 20-21 октября.

Впрочем, функции новой оппозиционной организации до конца не ясны. Занимающийся организацией выборов екатеринбургский политтехнолог Леонид Волков считает, что ответ на вопрос о "политическом смысле проекта" будет зависеть и от самого Координационного совета, и от политической ситуации в стране. "Кто-то хочет, чтобы КС стал "теневым парламентом" (то есть обсуждал бы и принимал бы альтернативные законопроекты), кто-то считает, что этот орган должен будет сконцентрироваться на организации и координации протестных действий, для кого-то — все это прежде всего история о ранжировании оппозиционных лидеров по статусу, а для кого-то — праймериз, проба сил перед "настоящими" выборами", — заявляет он на сайте комиссии. По его словам уже хорошо, что политики смогли договориться о том, что такой орган возникнет, и "это уже очень круто".

Предполагается, что по итогам прамериз будет сформировано "политбюро оппозиции" — координационный совет из 45 человек. Причем 30 членов совета будут избраны по общегражданскому списку, по пять мест достанется националистам, либералам и левым. Чтобы стать официальным кандидатом, необходимо заполнить регистрационную форму и заплатить взнос в размере 10 тыс. рублей. Что примечательно, сумма взноса может быть уменьшена для кандидатов от левых, либеральных или националистических сил. Правда, свою принадлежность к "идейным"  кандидатам придется подтверждать дополнительно.

Как, впрочем, пояснил Алексей Навальный, выборы в совет прежде всего нужны для легитимации избранных оппозиционных лидеров. "Мы должны разрушить ту башню из слоновой кости, в которой сидят самоназначенные "лидеры" "российской" "политической" "оппозиции", никак не связанные с избирателями, никем не избранные, не несущие никакой ответственности. Это недоверие может быть преодолено только одним способом: люди сами должны выбрать тех, кому доверяют руководство движением", — написал он.

Об этом же, кстати, говорят и политологи. "Эта затея с интернет-выборами призвана не консолидировать лидеров протеста, а как бы подтвердить их легитимность, — считает ведущий эксперт Аналитического управления Центра политической конъюнктуры России Павел Салин. — Еще с декабря, с самого начала активной фазы протеста, возникает все больше сомнений, что эти лидеры действительно представляют тех, кто выходит на улицы".

Эксперт полагает, что "старые" лидеры внесистемной оппозиции перед осенней фазой протеста пытаются подтвердить свою легитимность, "чтобы не возникало к ним вопросов, кого они, собственно, представляют и по какому праву они себя считают лидерами протеста".

Вместе с тем у политолога возникают сомнения в чистоте оппозиционных праймериз. "Та процедура, которую они предлагают, она на самом деле гораздо менее прозрачна, чем та процедура, которая используется при стандартном голосовании на выборах", — отмечает эксперт.

По мнению Александра Точенова, директора совета директоров АНО "Центр прикладных исследований и программ", очередная затея оппозиции — это обычная политическая технология. "Эти праймериз нужны для того, чтобы быть на слуху, чтобы в период затишья заниматься активной политической деятельностью, — считает политолог. — Эта технология, естественно, даст какой-то отзвук у части граждан". Однако она, по словам эксперта, не будет иметь "электорального выхода".

С этим, кстати говоря, согласен Владимир Милов, лидер партии "Демократический выбор". "Часть оппозиции вместо конкретной, понятной и очень важной политической работы продолжит привычно заниматься никому не нужной ерундой, — сокрушается политик. — Новая модная идея — выборы некоего "политбюро координационного совета оппозиции", которые вроде как должны состояться как раз в разгар региональной предвыборной кампании (за неделю до нее), отвлекая ограниченные и так необходимые силы на какую-то совершенно никому не нужную внутриоппозиционную кухню".

"От кого-кого, но от Навального, человека, несомненно, умного и здравомыслящего, никак не ожидал, что он клюнет на пустышку выборов Координационного совета. И тоже начнет агитировать за проведение этих "выборов", — отмечает в свою очередь известный оппозиционный блогер Ирек Муртазин. "Чем больше оппозиция будет тратить времени, сил, ресурсов на эти выборы, тем меньше у нее будет времени, сил, ресурсов на реальную политику, на то, чтобы теребить власть, — пишет он. — Много разговоров о том, что надо вылезать из блогосферы в реальную жизнь, а этими выборами оппозиция еще больше отсекает себя от реальной жизни, загоняя протестные настроения в гетто блогосферы (опять же на радость Кремля)".

Впрочем, выборы в КС, судя по всему, не будут иметь не только "электорального выхода", но и не гарантируют оппозиционным политикам легитимности в глазах "креативного класса". "Выборы оппозиции, при любом уровне технической организации, не способны дать искомого — демократической легитимности, — отмечает в своей статье на "Slon.ru" профессор Григорий Голосов. — Подчеркну: это вытекает не из противодействия властей (которое, конечно, будет сильным), а из самой природы представительной демократии. На настоящих выборах народ голосует за оппозицию не потому, что она критикует и протестует, и не для того, чтобы она продолжала этим заниматься, а из-за веры в то, что она может стать властью не хуже нынешней. Если такой веры нет — а на "оппозиционных выборах" ее не может быть по определению — то процедура бессмысленна. Народного мандата не будет".

Как не будет и консолидации. "Попытки объединиться предпринимаются оппозицией уже довольно давно, — напоминает в интервью "Правде.Ру" генеральный директор Института приоритетных региональных проектов Николай Миронов. — Однако они всегда были безуспешными". 

Действительно, каких только оппозиционных коалиций не было — и "Другая России", и "Национальная ассамблея". Все они, как известно, развалились, не просуществовав и года. "На протесте и отрицании очень трудно объединиться, тем более, когда речь идет о самой разношерстной публике — либералах, националистах и левых", — резюмирует политолог.