Хочется верить, что два года лишения свободы для участниц панк-группы Pussy Riot станут хорошим уроком для оппозиционных свободных художников, считающих, что для искусства и протеста не должно существовать никаких границ. Однако относительная по мнению экспертов мягкость приговора и заказной характер акции в ХСС оставляет некоторые сомнения.
Решение Хамовнического суда, приговорившего Надежду Толоконникову, Марию Алехину и Екатерину Самуцевич к двум годам колонии общего режима, как и предполагалось было воспринято по-разному. Одни утверждают, что девушки не виновные, поскольку "ничего такого не сделали"; другие уверены, что "пуськи" не сделали чего-то такого, за что их следовало сажать на два года, дескать, достаточно было 15 суток ареста за мелкое хулиганство; третьи в целом соглашаются с вердиктом суда, отмечая, что наказание "могло бы быть другим". Так много или мало получили участницы Pussy Riot за свой "молебен"? Попробуем разобраться.
Как художник художнику...
В первую очередь следует договориться, что произошедшее 21 февраля 2012 года в храме Христа Спасителя не было художественной акцией. Как, впрочем, и самих девушек сложно назвать музыкантами, поскольку к музыке, к культуре, к искусству их творчество имело самое отдаленное отношение. И в этом плане удивляют "звёзды" мировой музыки, вступившиеся как бы за коллег по цеху. Но если бы они хотя бы бегло ознакомились с репертуаром "пусек", возможно их мнение было бы несколько иным.
Сейчас многие говорят о том, что из заключения Самуцевич, Алёхина и Толоконникова выйдут готовыми "звёздами", основной задачей которых станет выбор наиболее привлекательных в финансовом плане контрактов. Однако сомнительно. К своей известности Pussy Riot шли не через музыку, а через некий перформанс, попытку сделать что-то такое, где музыкальная составляющая совсем не главная. Они забирались на крыши вагонов в метро, устраивали концертную самодеятельность на Лобном месте на Красной площади и т.д. В итоге, в какой-то степени почувствовав свою безнаказанность, добрались и до храма Христа Спасителя.
Вообще, как считают некоторые эксперты, всего этого могло бы и не быть, если бы государство ещё раньше отреагировало на акции группы "Война", участницей которой являлась одна из "Pussy" - Надежда Толоконникова, засветившаяся ещё в 2008 году в мини-оргии "Войны" в Биологическом музее имени К. А. Тимирязева. В общем, есть ещё много "бы". Если бы, например, в российском законодательстве по примеру некоторых зарубежных стран были соответствующие статьи за оскорбление нравственных чувств верующих граждан... В частности, за деяния, совершаемые"против религии и воззрения" включая хулиганские выходки в пределах молельных помещений, караются лишением свободы сроком до нескольких лет в Австрии, Финляндии и т.д.
Также по теме: Pussy Riot. Как это будет по-фински?
Собственно, именно на отсутствие в УК РФ такой статьи и указывали защитники Pussy Riot, квалифицируя их действия как мелкое хулиганство. С другой стороны, похоже, никто не удосужился (или сознательно умолчал об этом) ознакомиться с инкриминируемой им статьей 213 УК РФ "Хулиганство", предусматривающей наказание на срок до 7 лет лишения свободы за "грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу", совершенное"по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы"... "группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо связанное с сопротивлением представителю власти либо иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка".
В общем, всего этого в действиях Pussy Riot было в избытке. И более того, они сами всё это признавали, не говоря уже о том, что имелись и показания свидетелей, и иные доказательства их заранее распланированного преступления. В конце концов, нет никаких оснований для заявлений о том, что эти милые девушки просто решили таким образом пошутить, не осознавая последствия своих действий. Прекрасно осознавали. Как политические, так юридические, будучи уверенными, что если даже их поймают, в худшем случае отделаются штрафом. Не исключено, что в этом их пытались убедить те, кто, скажем так, был заинтересован в проведении этой акции, "совпавшей" с началом кампании против патриарха РПЦ Кирилла.
Более того, по мнению политолога Николая Миронова, девчонки вообще получили минимальное наказание. "Мне кажется, однако, что в деле присутствует серьезный нигилистический компонент, позволяющий говорить об экстремистской направленности совершенного деяния. Надо полагать, что более мягкая квалификация была дана с учетом возраста девушек и того факта, что преступление совершено ими впервые", - считает эксперт.
По стопам "Pussy Riot"
Вряд ли можно согласиться с теми, кто считает, что ничего бы не было, если бы власть не держала их во время следственных действий в предварительном заключении, а ещё сразу бы дала 15 суток ареста, чтобы избежать публичного скандала. Выбор места действия и формат акции не оставлял сомнений о далеко идущих планах организаторов, рассчитывающих именно на такой эффект. Отпустили бы сразу, думается, что неизменно последовало бы продолжение.
Собственно, оно уже последовало накануне вынесения приговора, когда неизвестные совершили акт вандализма в отношении ряда московских памятников, "украсив" скульптуры фирменными пуссевскими "балаклавами". И пусть на первый взгляд это кажется невинной забавой, вряд ли нормальному человеку покажется забавным такое глумление над памятью нашего народа (в качестве одной из жертв пуусепоклонники выбрали памятник белорусским партизанам). И это не говоря уже о "креативе" других сторонников "свободного творчества", изрисовавших стены храма в Пскове. Особняком стоит и акция украинских "Femen", спиливших "в знак солидарности с жертвами кремлевско-поповского режима" поклонный крест над Майданом независимости в Киеве, установленный украинскими националистами в память жертв сталинских репрессий, да ещё ко всему прочему оказавшийся не православным, а католическим. Впрочем, FEMENисток это обстоятельство, как выяснилось, не слишком заботит. По словам лидера группы Александры Шевченко, "это был символ христианства, и именно с таким пониманием мы его несколько уронили". Заявление, конечно, смелое, но несколько глупое.
Впрочем, предоставим украинцам самим разбираться со своим "креативным классом". Нас же больше заботит то, что будет происходить в России.
Возможно, этот приговор и охладит пыл некоторых поклонников "пусек", но не факт, что позволит предотвратить тиражирование "героического" поступка девушек и у нас и в Европе. Тем более, если принять во внимание отнюдь не случайный характер акции, в которой сами девушки, похоже, оказались лишь слепыми исполнителями чужой воли.
Назвать со стопроцентной уверенностью заказчиков, конечно, невозможно. С достаточно высокой долей уверенности можно лишь предположить, что желающих подорвать позиции православной Церкви в России найдётся достаточное количество. В прессе называется имя Бориса Березовского, отметившегося своими письменными посланиями в адрес Патриарха, но вполне возможно, и Борис Абрамович в данном случае выступил в качестве передаточного звена. По крайней мере вряд ли в силах опального российского олигарха провести гигантскую работу со звёздами мировой музыки, высокопоставленными политиками и т.п известными личностями, чтобы те выступили в защиту совершенно не известной им группы. Высказывались даже предположения, что их "сочувствие" станет гарантом успешных гастрольных туров.
Мы сидим, а денежки идут
Вообще, финансовая составляющая этой истории проступает всё явственней. С одной стороны, адвокаты Pussy Riot Виолетта Волкова и Николай Полозов говорят о том, что защищают "пусей" из чувства сострадания к ближнему. "Девушки не могут себе позволить заплатить. Они абсолютно являются неплатежеспособными в данном случае и, соответственно, мы их защищаем с самого первого дня бесплатно", - заявила г-жа Волкова в интервью "Русской службе новостей".
Впрочем, для адвоката участие в столь скандальном деле - уже большой плюс. К тому же, как выяснилось, источник дохода для них всё же нашёлся. В частности, они будут представлять интересы Pussy Riot в деле о защите одноименного товарного знака.
Стоило ожидать, что столь громкий процесс заставит некоторых, наиболее "свободомыслящих" россиян выражать свою солидарность с панк-группой самым простым и доступным способом: например, написать "Pussy Riot" на футболке. Сомнительно, конечно, что таковых будет большинство, но желающие, безусловно, найдутся. Однако за такое проявление сочувствия придётся заплатить.
Муж Надежды Толоконниковой Пётр Верзилов за несколько часов до вынесения приговора своей супруги интересовал совсем другой вопрос. В интервью "Life news" он выразил обеспокоенность появлением различной атрибутики, в том числе футболок, кружек, кепок, толстовок и т.д. с использованием изображений и имен, связанных с Pussy Riot. По его словам товарный знак Pussy Riot официально зарегистрирован и его использование может происходить только при наличии разрешения. Коммерческие интересы Pussy Riot в том же самом Хамовническом суде намерен отстаивать адвокат Надежды Толоконниковой Николай Полозов, пообещавший, что те, кто использует бренд Pussy Riot незаконно, пойдут под суд за нарушение прав на использование товарного знака.
Также по теме: PR, как аббревиатура Pussy Riot
Кстати, не исключено, что исковые требования могут быть применены и к Мадонне, которая во время концерта показала свою обнажённую спину, на которой было написано "Pussy Riot". А учитывая популярность просмотра этого видеоролика и, возможно, получения Мадонной иных финансовых дивидендов от своего поступка, сумма иска может быть достаточно кругленькой. То же самое касается и вокалиста легендарной рок-группы Red Hot Chili Peppers Энтони Кидиса, также представшего перед зрителями в "пуссерайовской" футболке.
Кстати, правовую фиксацию названия "Pussy Riot" осуществила некая кинокомпания "ВЭБ-БИО", которая, по словам Верзилова существует с 2003 года, однако никаких упоминаний о её деятельности до сих никому обнаружить ещё не удалось. Больше того, генеральным директором ООО "ВЭБ-БИО" является третий адвокат Pussy Riot Марк Фейгин.
"Мне кажется, что этот на первый взгляд технический поворот представляет собой возможно наиболее интересный аспект этого очень резонансного дела. Потому что в том, что первоначально одними воспринималось как чистое хулиганство и проявление безответственности, а другими как сознательное оскорбление православных святых, обнаруживается некое новое измерение, которое является коммерческим. Вся эта история неожиданно обретает черты коммерческого проекта,главная цель которого - это обретение известности не важно каким путем и не важно каким способом, чтобы затем трансформировать эту известности в источник прибыли", - считает заместитель директора Центра политической конъюнктуры России Алексей Зудин.
Одним словом, если абстрагироваться от эмоций, от личностей обвиняемых, от личного отношения к православной церкви и т.п., а рассматривать только факты, дело Pussy Riot окажется совсем не таким, как казалось ранее, и как его пытались представить как сторонники девушек, так и наиболее радикальные православные.