Губернаторы под 282-й

Эксперты вновь заговорили о росте антикавказских настроений. На сей раз речь идёт не о лидерах или рядовых членов националистических организаций, а о вполне себе респектабельных и официальных лицах, отвечающих за работу целых регионов.

Поводом для беспокойства широкой общественности стали главы двух регионов, публично высказавшихся относительно приезжих из северокавказских республик.

Спич губернатора Краснодарского края Александра Ткачёва касательно мотивов привлечения казачьих дружин для проведения совместных рейдов с полицией и борьбы с незаконной миграцией населения из республик Северного Кавказа вызвал настоящую бурю в интернете. Да и не только. Сообщается, что даже Общественная палата намерена обратиться в Генпрокуратуру с просьбой проверить законность заявлений губернатора, в которых, как предполагают правозащитники, содержатся призывы к разжиганию розни. "Он признал регионы Северного Кавказа иностранными вражескими территориями и призвал отгородиться от них с помощью незаконных вооруженных формирований. Цель этих формирований не поддержание правопорядка, а препятствование переселению граждан из одного региона в другой. Это вопиющий случай", - цитируют СМИ члена ОП РФ Александра Соколова.

Ткачёв, говоря о необходимости создания "казачьей полиции" поясняет: "Я скажу следующее наблюдение. Есть Ставропольский край - наши соседи, наши братья, и мы видим, насколько там потеряно чувство общности, солидарности и в т.ч. культурное наследие. И эти земли очень легко завуалируют другие народы. Прежде всего, кавказских национальностей. По причине того, что они - близко, они интегрируются в Ставрополье. И сегодня мы видим, что количество переселенцев (это и бизнес, и экономика, и родственные связи) переходит в качество. И, по большому счету, уже русская часть населения там чувствует себя некомфортно... И сегодня я думал и размышлял, что мы еще успеем: между Кавказом и Кубанью есть фильтр - Ставрополье. Но теперь я вижу, что его нет. Следующие - мы с вами. А кто будет отвечать, когда здесь прольется первая кровь? Когда начнутся межнациональные конфликты? А рано или поздно это будет. Я говорю - количество переходит в качество", - сказал глава региона. При этом он подчеркнул, что отстаивает интересы "как русского народа - большинства, 80% Кубани, так и многонациональных народов (Кавказа и не только Кавказа), которые проживают на территории нашего края". "Этот баланс сложился годами, десятилетиями, столетиями, и мы должны его ценить. Если он будет иметь перекос - рано или поздно или казаки, или любые другие народы начнут заявлять о себе, начнут громко говорить, что-то делать - значит, может случиться конфликт", - отметил он.

"Таким образом, я уверен, у нас нет другого пути - мы будем выдавливать, наводить порядок, спрашивать документы, заниматься миграционной политикой (откуда прибыл, зачем и т.д.). Чтобы те, кто пытается просто "на дурака" сюда приехать, застолбить, заниматься провокациями или неправомерным бизнесом, понимали, что на Кубань лучше не ехать. Здесь кубанцы, здесь у них свои законы, здесь они достаточно жесткие ребята", - заключил А. Ткачев.

На фоне прозвучавших неполиткорректных замечаний кубанского губернатора, всплыла ещё одна, чуть более ранняя история с главой Калужской области Анатолием Артамоновым. Речь последнего была не столь акцентированной, но вместе с тем не менее характерной.

Поводом послужил вопрос журналистов о судьбе СДЮСШОР "Энергия" по вольной борьбе, тренировочную базу которой пытаются сократить, отдав их в аренду коммерческим структурам. В результате, как утверждалось, фактически это означает закрытие спортшколы, в которой тренируются порядка 400 детей и подростков. "Родители, тренеры и воспитанники школы сейчас регулярно следят за территорией школы и готовы пойти на оцепление здания, если его попытаются начать перестраивать под фитнес-центр", - отметила журналист.

Однако губернатор отреагировал, скажем так, неоднозначно. "Это особенность этого вида спорта. Вот вам пожалуйста, первый пример. То, о чём я вам всё время и говорю: воспитание агрессии", - заявил Артамонов, поручив своим помощникам провести переговоры с владельцем территории, чтобы разместить на вышеозначенных площадях площадку для занятий волейболом или настольным теннисом. "Я вольную борьбу поддерживать не буду... в обществе и так достаточно агрессии, тем более вольная борьба, - сказал он. - Я вижу, что только мы, Россия доминирует в этих видах спорта, и в основном представители кавказских народов", - добавил он.

Безусловно, что напрямую против кавказцев г-н Артамонов не высказывался, однако акцентирование внимание на том, что в таких агрессивных видах спорта доминируют кавказцы и он, губернатор, не считает возможность поддерживать такое положение вещей, вполне ложится в общую канву настроений относительно выходцев из южных республик.

"Это связано с тем что ситуация действительно достаточно тревожная и многие кавказские диаспоры пытаются жить по каким-то неписанным законам закрытых группировок, которые отстаивают свои права и борются за место под солнцем, в том числе не всегда законными и в общем-то достаточно агрессивными методами. К сожалению, это является следствием непродуманной миграционной политики, которой в нашей стране так до сих пор и нет. То есть нарушение этнического баланса в регионах, а также недостаточно эффективная борьба с этническими ОПГ, с которыми, как известно, вообще перестали бороться, всё это ведёт к тому, что ситуация накаляется. Я думаю, что раз уж такие заявления делают губернаторы, это говорит о том что действительно положение, мягко говоря, не очень хорошее", - заявил "Правде.Ру" генеральный директор Центра политической конъюнктуры Сергей Михеев.

Президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов видит в происходящем политические мотивы. "Вводится выборность губернаторов, и они вынуждены ориентироваться в большей степени чем раньше на мнение населения регионов. А общественное мнение определяется в том числе и озабоченностью в отношении кланово-этнической преступности. Поэтому губернаторы, первыми из высшего политического эшелона власти, находясь ближе всего к этому запросу населения на него и реагируют. На мой взгляд, это вполне закономерная и абсолютно позитивная тенденция, которая говорит о повышении уровня чувствительности нашей политической системы", - считает собеседник "Правды.Ру".

Похожей точки зрения придерживается и член Общественной палаты, член Рабочей группы по анализу, предупреждению и урегулированию межнациональных конфликтов Ярослав Терновский: "Губернатор Ткачёв говорил на перспективу. Возможно, человек уже не верит в своё будущее как губернатора. Особенно в свете последних событий, связанных с трагической гибелью людей в результате, как принято сейчас говорить, природных и техногенных факторов. То есть это больше похоже на политическое заявление, поскольку обычно губернаторы - это опытные политические фигуры, и такого рода заявления продиктованы не эмоциями, а имеют определённый политический расчёт. Сейчас меняется конструкция выборности губернаторов, и многие из них понимают, что для них это может оказаться последний срок, поэтому необходимо заручиться поддержкой региональных элит и т.д." - пояснил он.

По мнению Терновского, одной из проблем сегодня является невозможность скрыть информацию и определённая закостенелость государства в отношении обсуждения некоторых тем. "Государству надо отказаться от старых штампов - пересмотр истории и т.д. На самом деле, надо быть спокойнее и вести дискуссию по всем спорным темам, в том числе и по национальному вопросу", - считает Терновский, отмечая вместе тем, что эта дискуссия должна идти в рамках приличий.

Член ОП РФ сравнивает антикавказские заявления с муссируемыми в обществе антицерковными настроениями. "Воцерковлённых людей крайне мало, поэтому ругать церковь - это беспроигрышный вариант. То же самое и с кавказцами. Всегда найдутся люди, которые, скажем так, недостаточно понимают в чём суть дела, которые могут сказать: "ну да, действительно, их слишком много". Сыграть на отрицательных чувствах и настроениях очень легко, но вместе с тем, те, кто это делает, смотрят на реакцию общества. И как только политики и журналисты почувствуют, что каждый из нас,граждан Российской Федерации, станет воспринимать такого рода высказывания как негативный сигнал на личностном уровне, то все эти антизаявления будут практически исключены", - заключил он.