Капризы правозащитного движения

 

Ряд бывших членов президентского совета по правам человека заявили о готовности вернуться к работе в СПЧ, назвав при этом ряд условий своего возвращения.

Буквально несколько дней осталось до окончания срока подачи заявок кандидатов в члены президентского совета по правам человека. А уже начиная с первого сентября начнутся общественные консультации по представленным кандидатурам. По словам главы СПЧ Михаила Федотова, на начало августа они уже получили более 60 заявок и предполагают, что к концу срока подачи их будет не менее ста.

Всего по итогам общественных консультаций, которые пройдут в том числе и в интернете, будет сформирован окончательный список из 39 кандидатов на 13 вакантных мест, который и пойдёт на подпись к президенту. Последний, к слову, имеет право на своё усмотрение утвердить более длинный или короткий список. Однако если с этим моментом всё достаточно ясно, то представители прошлого состава СПЧ продолжают создавать очередные поводы для скандала.

Напомним, что по итогам прошлого периода работы, состав СПЧ "похудел" на 13 человек, которые вышли в разное время и по разным мотивам. Члены совета уже было собрались и узким кругом обсудили, кого они хотят видеть в качестве своих партнёров, как в администрации президента предложили правозащитникам прислушаться к общественности, которая выразажала недоумение относительно столь кулуарного способа представления кандидатов, и провести более открытые идемократичные выборы посредством интернет-голосования. Члены СПЧ этому явно не обрадовались, а некоторые и вовсе увидели в этом посягательство на их права принимать решение о том, как и с кем им работать.

В результате, ещё четверо правозащитников - Людмила Алексеева, Валентин Гефтер, Борис Пустынцев и Игорь Юргенс - заявили о выходе из СПЧ в знак несогласия с новой процедурой ротации состава совета. Более того, правозащитники объявили о намерении созвать свой, альтернативный президентскому совет по правам человека, в котором им бы никто не мешал, а глава ИНСОР Игорь Юргенс и вовсе решил уйти в бизнес, заняв пост председателя совета директоров Русской агропромышленной корпорации. "Вся моя бизнес-деятельность отходила на периферию, пока ИНСОР был ИНСОРом, а сейчас все это возвращается", - пояснил он.

Было ещё много других, не менее громких заявлений. В том числе и от других действующих членов совета, также угрожавших покинуть его состав вслед за коллегами. Однако в дальнейшем никто не не только не вышел, но и ушедшие решили вернуться обратно.

Также по теме: СПЧ признал демократичным голосование через Интернет

В частности, как заявил газете "Известия" Михаил Федотов, "четыре человека, которые заявили о том, что выходят в знак протеста против системы ротации, вернулись", пояснив, что "система ротации, которую мы в конечном счете выработали, всех устроила". Кроме того, вроде был решён вопрос и с возвращением Светланы Ганнушкиной, которая, как рассказал Федотов, с одной стороны заявила, что выходит из состава совета, а с другой стороны - продолжает свою работу в нем.

Но самое смешное даже не в этом. Некоторые из названных кандидатур (в частности, Игорь Юргенс) отказались комментировать журналистам эту новость, а другие назвали особые условия своего возвращения. Так, Людмила Алексеева заявила, что и это её решение нельзя считать окончательным. "Если список членов совета, который понесут на утверждение президенту, будет включать порядочных и работоспособных людей, то я готова остаться. Если это будут люди "чего изволите" или неработоспособные, я не хочу тратить свои очень небольшие силы на работу в этом совете", - сказала Алексеева "Известиям". В общем, можно себе представить, какую истерику закатит престарелая правозащитница, если кто-то из кандидатов чем-то ей не понравится.

Борис Пустынцев, в свою очередь, выразил готовность вернуться в совет, если... будут возвращены прежние механизмы формирования СПЧ. "Я хочу, чтобы, как и прежде, новых членов совета, рекомендовали мы", - сказал он. А Валентин Гефтер и вовсе назвал условием своего возвращения наличие позитивных изменений по трём волнующим его глобальным проблемам: наступление на гражданские свободы при новом президенте, неуважительное отношение к совету по правам человека и его будущий состав. "Если во всех трех компонентах будут позитивные изменения, тогда имеет смысл работать дальше", - сказал правозащитник. В общем, можно сказать, что ещё и поскромничал.

Также по теме: Медведев указал на проблемы правозащитников

Таким образом, их, скажем так, возвращение, под большим вопросом и в случае чего в совете по правам человека опять возникнет недокомплект. С другой стороны, все эти ужимки и прыжки "авторитетных правозащитников" играют как против них самих, так и против обладающего высоким статусом консультативного органа, который попал в зависимость от желаний и капризов группки священных коров российского правозащитного движения.