Пока отечественная оппозиция обвиняет Кремль в завинчивании гаек и удушении свободы слова, а эксперты Freedom House, потирая руки, готовятся очередной раз понизить рейтинг России в области свободы прессы, глава Пентагона негласно отдал приказ взять под контроль ведущие американские СМИ, чтобы "пресечь утечки секретной правительственной информации".
Как видно, скандальная история с WikiLeaks не прошла даром для американских СМИ. По данным, канала "Аль-Джазира", министр обороны США Леон Пэнетта отдал негласное распоряжение своим подчиненным присмотреть за американскими СМИ, чтобы не допустить утечек секретной информации.
Формально причиной поступившего распоряжения в Пентагоне называют очередной "слив" правительственной информации о кибервойне с Ираном и использовании дронов на Ближнем Востоке. Представитель Республиканской партии Бак Маккеон признал, что недавние утечки нанесли серьезный ущерб американским военным, поэтому контроль за СМИ, по его мнению, должен несколько улучшить ситуацию с "информационной безопасностью".
Сенатор Джон Маккейн пошел еще дальше — он предположил, что некоторые утечки были организованы Белым Домом намеренно, чтобы повысить шансы на переизбрание Обамы. В этом уверены и в Комитете по делам вооружений Палаты Представителей также уверены — организованная утечка, действительно, могла сыграть на руку администрации Барака Обамы.
Стоит отметить, что в США под жесткий контроль спец-служб могут попасть не только СМИ, но и социальные сети. 19 июля сервис микроблогов Twitter заявил о своем намерении подать апелляцию на решение суда, обязывающее его передать властям конфиденциальные данные одного из своих пользователей. Речь, в частности, идет о микроблоге Малкольма Харриса, главного редактора оппозиционного издания "New Inquiry", одного из предводителей движения "Захвати Уолл-Стрит".
Скандал разразился в мае, когда в 2012 году власти штата Нью-Йорк потребовали от Twitter предоставить содержимое записей известного оппозиционера в связи с расследованием инцидента 2011 года, когда "захватчики" перекрыли Бруклинский мост. Twitter, тем не менее, отказался передавать информацию о Харрисе, сославшись на Первую поправку американской конституции, гарантирующей свободу слова.
Запрос на Харриса оказался не единственным. В начале июля Twitter сообщил о том, что число запросов властей, требующих предоставить информацию о пользователях сервиса зашкаливает. Так, только за полгода американские власти попросили Twitter раскрыть данные 679 пользователей. Речь, разумеется, идет о блогах оппозиционерах.
Впрочем, попытки американских властей поставить под контроль СМИ и социальные сети начались отнюдь не с движения "Захвати Уолл-Стрит". В начале 2011 года британская газета "The Guardian" с некоторой опаской сообщила о том, что власти США разрабатывают специальную программу, которая позволит им негласно манипулировать социальными сетями, такими, к примеру, как Facebook. Для этого, как поясняло издание, должны были быть задействованы тысячи виртуалов, способных влиять на настроения онлайн аудитории.
Процесс промывки мозгов, судя по всему, должен был быть поставлен на широкую ногу. Как удалось выяснить изданию, занимающаяся этой программой корпорация должна была создать целую систему, позволяющую "операторам" эффективно управлять сотнями виртуалов по всему миру. А чтобы не быть раскрытой, каждая из фальшивых онлайн-личностей должнабыла обладать правдоподобным прошлым и своей оригинальной историей.
При этом, как планировалась, технология должна была позволить координировано отвечать на любые информационные поводы — сообщения в Facebook, Twitter, блогах, чатах и других формах онлайн-общения. Причем вести пропагандистскую деятельность американские власти намеревались не только на английском, но и на других иностранных языках, включая русский.
Впрочем, удалось ли американским военным создать подобную систему, позволяющую политикам контролировать интернет, "формируя выгодное для себя общественное мнение по любому поводу и в любом сегменте мировой паутины", так и осталось тайной за семью печати. Скорее всего, нет. Однако позиция госсекретаря Хиллари Клинтон, для которой интернет по-прежнему остается "наиважнейшим инструментом по экспорту демократии", свидетельствует, насколько серьезно в США относятся к идее открытия "второго фронта" в киберпространстве.
Как бы то ни было, но вместо триумфа демократии по всему миру и безопасности американцы получили тотальный контроль, под который того и гляди попадут все соцмедиа. А хваленая свобода слова в США, на которую многие ориентируются в том числе и в России, превратилась в миф.