Первая сессия новой Госдумы: о позитиве и негативе

В пятницу завершилась весенная сессия Госдумы шестого созыва. Объявляя о завершении работы, председатель Государственной думы Сергей Нарышкин заявил: "Хотел бы искренне признаться, что я горд, что работаю в парламенте".

"Я верю, что вместе мы добьемся, чтобы российский парламент стал одним из наиболее компетентных, самостоятельных и уважаемых, чтобы законодательная власть, находясь на этапе своего развития, стала по-настоящему эффективным инструментом народовластия", - заявил спикер. По его словам, Госдума в течение этого года работала достойно и эффективно.

Руководитель фракции "Единая Россия" в Госдуме, вице-спикер Андрей Воробьев напомнил, что в российском парламенте в каждую сессию рассматривается около 500 законопроектов "Эта сессия не стала исключением. Кроме того, эта сессия была отмечена еще одной важной особенностью. Российскому парламенту - 19 лет, и скоро мы будем отмечать его двадцатилетие. Наш парламент является самым молодым в мире. Нашей общей задачей является создание таких условий, чтобы все законопроекты рассматривались в парламенте максимально открыто. Россияне должна понимать, как тот или иной закон может отразиться на жизни страны", - цитирует Воробьева сайт ER.Ru.

По просьбе "Правды.Ру" работу первой сессии Госдумы шестого созыва проанализировали политологи.

Алексей Зудин, заместитель директора Центра политической конъюнктуры:

- Наиболее резонансными по итогам весенней сессии работы Госдумы оказались законопроекты о митингах, НКО, клевете и реестре сайтов в интернете. Их объединяют две характеристики.

Во-первых, почти все эти законопроекты так или иначе связаны с деятельностью оппозиции и в большинстве случаев речь идет об оппозиции, которая опирается не столько на политические партии, сколько на НКО.

Во-вторых, нынешней Думе, как мне кажется, пришлось отклоняться от плана законодательной работы и расширять его. Потому что нынешней Госдуме пришлось в значительной степени заниматься тем, чтобы при помощи развития российского законодательства стараться компенсировать негативные аспекты протестных действий и деятельности оппозиции за прошедшие несколько месяцев.

Михаил Ремизов, президент Института Национальной стратегии:

- Можно сказать, что в целом оппозиция играет большую роль в работе нынешней Думы за счет того, что имеет большую долю в руководстве палаты, комитетов. И это проявляется также в информационной повестке дня, потому что были резонансные противостояния партии власти и оппозиционных фракций по поводу наиболее нашумевших законопроектов.

Что касается партии власти, то, пожалуй, можно отметить из позитива начинания, связанные с внутрифракционным избранием на значимые позиции. Я имею ввиду избрание вице-спикера и оживление пула политических фигур за счет внепартийных представителей Народного фронта. Особенно значимы те из них, кто представляет какие-то социальные общественные среды, будь то деловые организации или общественные ассоциации.

Из негатива - пока партия власти сама не стала местом для дискуссий, местом, где принимаются решения. И очень много говорилось в выборный и в поствыборный период о необходимости, чтобы законопроекты, которые проходят через "Единую Россию", проходили тем самым определенную социальную апробацию, чтобы сама партия обеспечивала те согласительные механизмы, которые необходимы для качественного законодательного процесса, широкие консультации с разными заинтересованными группами общества.

Надо сказать, что по наиболее резонансным проектам этот принцип не выполнялся. Они принимались достаточно спешно и вызывали нарекания не только и не столько содержанием, сколько именно формой, характером своего принятия, которая сказывалась и на содержании тоже. Это касается не только остро дискуссионных проектов, которые вызывали очевидное политическое размежевание - такие, как закон о митингах, - это касается и консенсусных законопроектов.

Положим, закон об ограничениях в сети Интернет, ограничениях неполитического характера. И все признают их необходимость. Но поскольку законопроект разрабатывался без консультаций с отраслевыми средами, то в нем возникли нормы, которые могут привести к возникновению массы казусов и осложнить работу вполне добросовестных интернет-пользователей и владельцев сайтов.

Поэтому, пожалуй, главная проблема, которую унаследовала нынешняя Дума от прошедшей, это проблема того, что функция широких общественных консультаций в законодательном процессе пока не выполняется в должной мере. И это, на мой взгляд, то, что необходимо учесть в будущей работе.

Леонид Поляков, заместитель декана факультета прикладной политологии НИУ-ВШЭ:

- Дума, как и предполагалось, превратилась в место самых острых дискуссий. Первая сессия прошла на очень бурном протестном митинговом уличном фоне. Это добавляло, конечно же, интереса, остроты заседаниям Госдумы. И в то же время придавало особое значение каждому рассматриваемому закону, потому что никогда раньше такого контекста не было. Поэтому все решения Думы сразу становились объектом пристального общественного внимания.

Я бы, не характеризуя каждый закон в отдельности, просто хотел бы сказать, что все они нацелены только на одно. На то, чтобы учредить в стране порядок цивилизованной свободы, начиная от закона о митингах и заканчивая законом о клевете.

Смысл деятельности депутатов, которые эти законы поддерживали и за них голосовали, только один - утверждение порядка цивилизованной свободы. Пора наконец понять, что именно в этом цель российского законодателя.

Я думаю, очень важно также то, что в конце концов решен вопрос о присоединении к ВТО. Тоже тяжелейшая ратификация. Мы знаем, как трудно к этому шли и до сих пор он очень серьезно разделяет общественное мнение и  политические силы. Но решение принято и мне кажется это решение, которое прежде всего обязывает "Единую Россию", потому что теперь по сути дела единороссы взяли на себя единоличную ответственность за экономическое положение в стране, за модернизацию. К  следующим парламентским выборам они будут по сути дела за это отчитываться.

Конечно, это огромная ответственность, это очень большой риск, но в тоже время это и стимул. Я думаю, что для партии это серьезный вызов и дальше нужно также относиться ко всем законам, которые будут нацелены на модернизацию российской экономики. Тем более, что президент такие законы своими указами уже обозначил и премьер-министр уже четко определили направление работы.

Так что в целом, конечно, можно оценить работу новой Госдумы очень позитивно. Дума дискуссионная, обсуждающая самые острые проблемы и Дума, в которой если принимаются решения, то они четко и ясно показывают, какие политические силы в чем заинтересованы. Думаю, это главный результат работы Госдумы нового созыва.