Любой катаклизм вызывает множество слухов и самых противоречивых домыслов. Так, жертвы землетрясения в Армении в 1988 году искренне верили, что прямо перед толчками в небе появился серебристый самолет, с которого что-то сбросили. Это простое свойство человеческой психики - пытаться объяснить слепое буйство стихии конкретным человеческим действием, найти причину, следствием которой стал катаклизм. Ведь невозможно высечь океан за то, что он утопил корабль.
Но то, что происходит сегодня в Крымске и вокруг Крымска, выходит далеко за рамки стандартных реакций шокированных катастрофой людей. Хоть на естественные реакции и опирается. Город в Краснодарском крае без преувеличения стал настоящим полигоном по обкатке политтехнологий, и уже совершенно ясно, что здесь действуют организованные группы манипуляторов, играющие в своих интересах на страстях местных жителей.
Без всякой конспирологии легко объяснимы охватившие город слухи о сливе воды из водохранилища как о причине катастрофического наводнения. Ровно на уровне серебристого самолета в небе Армении, очевидцы которого исчислялись тысячами в самых разных уголках республики. Причем люди искренне негодовали, когда спасатели взывали к их здравому смыслу.
Правда, уже куда сложнее объяснить появление в сети на следующее утро после наводнения (7 июля) записи некой Юлии Андроповой, жительницы Крымска, сообщившей: "Вчера в 21:53 Крымск принял весь удар на себя!" Девушка со ссылкой на своего работающего на Неберджаевской гидростанции отца, раскрыла все подробности того, как открывали шлюзы и направляли катастрофическую волну на город - "чтобы спасти Новороссийск".
Читайте также: Оппозиция открыла шлюзы
Новороссийск отделяет от Крымска горный хребет, на Неберджаевской станции нет шлюзов, которые можно было бы открыть, подачу электроэнергии в Крымск возобновили 8-9 июля, сотовая связь была восстановлена в городе только 9-го, но эти нюансы не были приняты во внимание. Запись получила огромную популярность в сети, ее цитировали электронные и печатные издания, слухи вернулись в город, наделенные множеством подробностей, подкрепленные авторитетом прессы.
На сегодняшний день, как мы знаем, несмотря на все опровержения, несмотря на облет инициативной группой крымчан плотины Неберджаевского водохранилища, преодолеть убежденность жителей в том, что на них умышленно спустили волну, до конца так и не удалось. Люди всего лишь начали рассуждать о других водохранилищах в регионе, из которых вода могла пойти на город. Начали искать другие причины затопления, поняв несостоятельность "новороссийской" версии - "отводили воду от нефтебазы Роснефти в Грушевке", "спасали дачу Путина в Прасковеевке" и т. д.
Значительную роль в распространении этих слухов и этих версий действительно играют социальные сети. Достаточно упомянуть, что блогеры до сих пор ищу подвох в сообщениях об отсутствии шлюзов на Неберджаевской станции, заявляя: "Нам лгут, шлюзов не может не быть!". Думается, существуй социальные сети в 1988 году, версия рукотворности землетрясения в Армении тоже стала бы самоподдерживающейся в масштабах страны.
Но не все замыкается только на специфику сетевой конспирологии. Происходящее имеет явные черты спланированной политической кампании, причем впервые в новейшей истории России она выходит далеко за рамки блогосферы и ряда оппозиционных СМИ.
Еще в начале недели в Крымске были замечены листовки с портретом смеющегося Путина и слоганом "Твои проблемы только забавляют меня!" Это можно было бы воспринять как идиотскую, выходящую за рамки этических норм выходку помешавшегося на политике горожанина. Однако 9 июля в городе появились неизвестные машины, из которых местных жителей "оповещали" о второй волне паводка. Якобы плотина на Неберджаевском водохранилище не выдержала и на город идет новая многометровая волна воды.
Читайте также: Мыльные пузыри "ретвитов" и "перепостов"
Эти "предупреждения" породили в городе серьезную панику, люди бросились на крыши домов, на выезде из Крымска образовались заторы. Местные власти на протяжении нескольких часов пытались успокоить горожан, пустили по улицам автомобили полиции, которые через громкоговорители призывали не поддаваться на провокации, разъясняли, что никакой второй волны не существует и с водохранилищем все в порядке.
Задержать провокаторов не удалось. В полуразрушенном городе, охваченном паникой, поиск и выявление злоумышленников превратился в настоящую проблему. Однако характерен сам факт появления таких "автомобилей оповещения". Он означает только одно - не только в сети, но и в самом Крымске действует организованная группа провокаторов, стремящаяся расшатать ситуацию, политизированность катастрофу, направить гнев и отчаяние людей в нужное манипуляторам русло.
Вряд ли кто-то всерьез планирует поднять протестную волну в небольшом кубанском городе. Скорее всего, политтехнологи в Крымске просто тренируются, обкатывают действия в кризисных ситуациях. Разрушенный город превращен в полигон. И от этого подобная ситуация становится отвратительной вдвойне.