А все потому, что Госдума РФ в прошлую пятницу приняла в первом чтении законопроект, согласно которому российские некоммерческие организации (НКО), занимающиеся политикой и финансируемые из-за рубежа, отныне получат статус "иностранных агентов". Кроме того, для них будет введен особый правовой режим, предусматривающий жесткую отчетность (в том числе, от кого и куда пошли выделенные деньги), а также более частые проверки.
Однако отечественных правозащитников возмутил даже не столько "режим", сколько "позорное" по их мнению прозвище "иностранных агентов". Глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева сразу же пожаловалась в Европарламент, Сенат и Конгресс США, чтобы авторов закона об НКО внесли в "список Магнитского", скрестив таким образом пресловутого дядьку из народной поговорки с бузиной.
"Пусть те, кто поднимет руку (в смысле проголосует за законопроект), подумают о том, что они за это будут расплачиваться уже очень скоро. Мы поименно вспомним всех", - то ли предупредила, то ли пригрозила Алексеева.
А она слов на ветер не бросает. Всего-то считанные дни прошли после ее "пожелания" депутатам не поднимать руки, как американский МИД устами своего официального представителя Патрика Вентрелла выразил тревогу, печаль и беспокойство. Ведь от того, что кого-то назовут "иностранными агентами" граждане России окажутся ущемленными в фундаментальных правах и свободах.
На вопрос журналистов - дескать, в Америке же тоже красным светом светит FARA (Foreign Agents Registration Act - "Закон о регистрации иностранных агентов") - находчивый Патрик не растерялся и ответил, мол, то "совсем другая практика".
Представителю Госдепа мы, конечно, верим, но все-таки проверим, что же на самом деле представляет из себя американская FARA (www.fara.gov). Если вкратце, то тамошний закон обязывает регистрироваться и регулярно отчитываться лиц, представляющих интересы зарубежных правительств, партий и организаций - "иностранных принципалов".
Непосредственно регистрацию и мониторинг осуществляет ни много ни мало, а Управление контрразведки Департамента национальной безопасности Министерства юстиции США (FARA Registration Unit - Counterespionage Section - National Security Division - Department of Justice).
Теперь, проиллюстрируем наглядно. Допустим гражданин США по соглашению с какой-либо нашей правительственной или неправительственной структурой занимается продвижением в американских СМИ интересов России, например, разворачивает компанию против принятие Конгрессом США "Акта Магнитского".
В этом случае американец просто обязан обозваться "иностранным агентом". Более того, на всех распространяемых им материалах на видном месте должны быть помечено: "Материалы распространяются в интересах иностранного принципала ".
Примирительно к нам подобная практика может выглядеть так - протестует Алексеева в унисон с Госдепом на американские гранты (только в прошлом году МХГ получила из-за океана более миллиона долларов) против принятия закона об НКО - ради Бога. Только пусть всегда оговаривается: "Протестую в интересах иностранного принципала".
Кстати, наказание за неисполнение FARA, либо за предоставление неверных сведений довольно-таки жесткое - вплоть до 5 лет лишения свободы. Действительно, памятуя слова Патрика Вентрелла, "совсем другая практика". Так как аналогичный российский законопроект предусматривает в самом крайнем случае не 5 лет тюрьмы, а 4.
Кроме того, согласно уточнениям, внесенным президентом РФ, к "политике", естественно не относится деятельность в сфере науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, а также благотворительная деятельность.
В остальном же, получая "вспомоществование" откуда-нибудь оттуда, будь любезен объявись и обзовись, чтобы все знали откуда именно ветер дует.