В минувший уик-энд участники заседания парламентской ассамблеи Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ПА ОБСЕ) большинством голосов приняли проект "резолюции Магнитского", предусматривающий санкции в отношении причастных к смерти аудитора фонда Hermitage Capital Сергея Магнитского.
Как отмечается в документе, Парламентская ассамблея ОБСЕ "поддерживает законодательные инициативы по делу Магнитского парламентов США, Великобритании, Канады, Нидерландов, Польши", "приветствует принятые в 2011 году решения Государственного департамента США, министерства иностранных дел Великобритании и парламента Голландии об отказе во въездных визах почти 60 российским должностным лицам, считающимся причастными к гибели Сергея Магнитского в результате бездействия российских властей", а также "призывает национальные парламенты принять меры, направленные на установление визовых санкций и замораживание активов применительно к лицам, ответственным за необоснованный арест, пытки, отказ в медицинской помощи и смерть Сергея Магнитского".
За принятие резолюции призвал проголосовать основной ее автор, бывший председатель Парламентской ассамблеи ОБСЕ Жоао Соареш (Португалия), а также представители Грузии, Латвии, Франции, Норвегии, Нидерландов, Канады и представляющий США сенатор Джон Маккейн.
Напомним, что в конце июня свой вариант "списка Магнитского" единогласно одобрил комитет по международным отношениям сената США, так что теперь конгрессменам и сенаторам предстоит согласовать свои версии и выработать единый вариант, после чего состоится окончательное голосование в обеих палатах Конгресса.
Россия достаточно резко ответила на этот явно недружественный шаг. Как заявил заместитель главы МИД РФ Сергей Рябков, Москва не исключает возможность асимметричного ответа. "Мы не просто сожалеем, а возмущены, что вопреки здравому смыслу и всем тем сигналам о контрпродуктивности таких шагов, которые Москва направляла и направляет, работа над "законодательством Магнитского" продолжается", - отметил замглавы МИД РФ.
По мнению политологов, обсуждение "Акта Магнитского" имеет прямой политический контекст. "Соединенным Штатам в связи со вступлением России в ВТО предстоит отменить поправку Джексона-Вэника, действующую с 1974 года. Естественно, делать какие-то жесты - особенно в нынешний предвыборный год - в пользу России считают для себя политически невыгодными ни республиканцы, ни демократы. Поэтому в преддверии этого голосования оно наверняка будет увязано с принятием нового, очевидно антироссийского закона", - пояснил "Правде.Ру" депутат Госдумы Вячеслав Никонов.
Также по теме: Дырка вместо бублика
Об этом же в понедельник, выступая на совещании послов и представителей в МИД РФ, говорил и президент России Владимир Путин. "Сейчас в Соединённых Штатах, как всем хорошо известно, горячая пора, пора предвыборной кампании. Велик соблазн заработать дополнительные очки на жёстких высказываниях, вспомнить идеологизированные стереотипы и фобии, от которых давно пора было бы отказаться. Мы всё это видим, не драматизируем, но всё-таки замечаем. Давно пора отказаться от такой практики решения внутриполитических проблем, когда одновременно ухудшаются международные позиции или от этого страдают международные отношения. По большому счёту замена антисоветской поправки Джексона-Веника на уже антироссийский закон или взятый курс через создание системы противоракетной обороны нарушить стратегический баланс не могут нас не тревожить. Мы об этом многократно и в разных форматах говорили", - заявил глава российского государства.
Так что принятие ПА ОБСЕ резолюции по Магнитсткому лежит в контектсте всё того же политического курса, искусственного раздуваемого, поддерживаемого и направляемого вполне конкретными политическими силами.
Вообще, обсуждение и голосование по этой резолюции больше напоминало спектакль. Так, например, за три дня до заседания, на ассамблее показывали очередную серию фильма "Каста неприкасаемых", в котором друзья Магнитского разоблачают его убийц. Так что общественное мнение заранее готовили к принятию положительного решения.
Собственно, показ этого фильма и послужил причиной появления в составе российской делегации двух его фигурантов - предпринимателя Дмитрия Клюева и юриста Андрея Павлова. По словам Ключева, "Браудер открыто обвинил меня в совершении нескольких конкретных жутких преступлений, придумав, как именно я это сделал". "Мне захотелось понять, как такое вообще возможно, а заодно и взглянуть в глаза Браудеру, и я поехал в ОБСЕ", - пояснил он в интервью "Ведомостям". Ключев рассказал, что переговорил с генеральным секретарем Парламентской ассамблеи ОБСЕ Спенсером Оливером и вице-президентом ассамблеи Олегом Билорусом, попросив дать ему возможность выступить после Браудера. "Но неожиданно Браудер уехал и не стал дожидаться голосования, так что ни выступить, ни с ним самим поговорить не удалось", - сказал Клюев.
Попытки членов российской делегации прслушаться своих европейских коллег к голосу разума также оказались тщетны. "Резолюция поспешна и грешит неточностями и необъективными данными" в пунктах 6 и 9, касающиеся расследования дела Магнитского, а автор статьи господин Соареш взял на себя полномочия судьи", - отметил представитель РФ, призвав переписать резолюцию и вернуться к ее рассмотрению на следующем заседании ОБСЕ. Однако это предложение поддержали делегации только 6 стран. Впрочем, похоже, что всё было предопределено.
Резолюция носит рекомендательный характер, так что принятие изложенных в ней рекомендаций - это личное дело каждой из стран. Но скорее всего, вряд ли кто-то из европейцев сделает первый шаг, не дождавшись окончательного вердикта из США. А в том, что "список Магнитского" будет принят к исполнению, есть большие сомнения. Хотя бы по той причине, что этот список составлен, скажем так, произвольно, на основании частного мнения некоторых людей. Но на данный момент, как уже было сказано, это скорее элемент давления на России на международной арене, попытка шантажа. Все понимают, что введение такого рода ограничений может привести к самым непредсказуемым последствиям, усилит международную напряжённость, нивелируя все договорённости о сотрудничестве, которые удалось достигнуть за прошедшие годы, а значит совершенно точно спровоцирует очередной международный кризис, в том числе и финансовый. И хотя ранее войны начинались и по менее пустяковым поводам, вряд ли стоит ожидать, что главные интересанты лоббирования "списка Магнитского" готовы зайти настолько далеко.