Вокруг дела скандальной панк-группы Pussy Riot закручиваются такие интриги, что могут позавидовать и авторы шпионских романов. Суд продляет срок содержания девушек под стражей, широкая творческая общественность требует их освобождения, готова взять на поруки, к общественности присоединяется уполномоченный Лукин. И вот в сети уже появляется слух, что завтра, 4 июля, хулиганок, наконец, освободят.
Екатерина Самуцевич, Мария Алехина и Надежда Толоконникова были заключены под стражу в начале марта. В середине июня суд в очередной раз продлил срок их ареста - до 24 июля. Еще до суда девушки проведут в тюрьме без малого пять месяцев. И в этом смысле общественность можно понять, причем, не только творческую, поставившую свою подписи под письмом в Верховный и Мосгорсуд.
Всколыхнувшие общество сразу после поступка членов панк-группы страсти в значительной мере улеглись. У людей нарастает недоумение - сколько же можно расследовать это очевидное дело? Или материалов обвинения достаточно, и нужно проводить судебный процесс, или материалов недостаточно, и тогда надо панков освобождать. Раскаялись они или нет, хотят говорить со священником, или воспринимают окропление святой водой как «намочили мне постель» - не держать же их в тюрьме пожизненно только потому, что они, допустим, женщины асоциальные, без моральных ориентиров и, по-видимому, не слишком умные? Мало ли среди нас нас таких же точно молодых социопатов с психикой, искалеченной в 90-е, на которые пришлось их взросление.
В этом смысле вопросы возникают уже к следственным органам - из разряда «сколько можно?» О чем, в принципе, и говорит омбудсмен, заявляя: если есть повод судить, пусть судят, но сколько можно и на каких основаниях держать под стражей?
Все это так. Но есть одно «но». Как-то совершенно упускается из виду, что обвинение участницам панк-группы по части 2 статьи 213 УК РФ (хулиганство) давно предъявлено, следственные действия завершены и на данный момент обвиняемые и адвокаты знакомятся с материалами дела.
Кстати, возникший в сети слух о возможном освобождении Самуцевич, Алехиной и Толоконниковой в ходе суда 4 июля ни на чем не основан. Просто потому, что судебное заседание будет посвящено принципиально иным вопросам - рассмотрению ходатайства следствия об ограничении сроков ознакомления участниц группы Pussy Riot с материалами дела. Причем этим фактом возмущены адвокаты, заявляя, что им не предоставляют достаточно времени для подготовки к процессу.
А жалобу адвокатов на продление сроков ареста девушек Таганский суд рассмотрит 9 июля.
Таким образом, говорить о простом закрытии дела Pussy Riot и освобождении подследственных, допустим, за недоказанностью вины - не приходится. Следствие свою работу закончило, дело за судом, который должен назначить заседание. Что, впрочем, он не может сделать, пока обвиняемые и их адвокаты не ознакомились с материалами дела. А здесь позиции следствия и адвокатов очевидны: следствие настаивает на ограничении сроков ознакомления, адвокаты протестуют.
Открытым остается вопрос о целесообразности содержания панк-див под стражей до суда. Какое решение примет Таганский суд 9 июля - прогнозировать сложно. С одной стороны, заслуживают внимания все аргументы, перечисленные выше. А также и все остальные, высказанные в развитии этого скандала: молодые девушки, молодые матери, маленькие дети... С другой стороны - характерен опыт освобождения из-под стражи других участников арт-группы «Война», к которой принадлежат и Pussy Riot.
Напомним, что в феврале 2011 года был освобожден из-под стражи под залог лидер группы Олег Воротников, обвиняемый по статье «хулиганство» за акцию «Дворцовый переворот» - тогда «арт-группа» перевернула в Петербурге несколько милицейских автомобилей, назвав это художественным перформансом. Суд принял во внимание, что лидер группы имеет место постоянной регистрации, получает доход от трудовой деятельности и у него на попечении находится малолетний ребенок.
Уже в марте Воротников (с ребенком на плечах) участвовал в новой акции. Он устраивал «художественные» провокации на петербургском «Марше несогласных», а именно - закидывал сотрудников милиции бутылками с мочой. На лидера арт-группы было заведено новое уголовное дело, которое тянется до сих пор - Воротников объявлен в международный розыск, так как, заявив СМИ «опасаюсь, что меня арестуют», он скрылся в неизвестном направлении.
Не помогла ни жена, ни малолетний ребенок, ни постоянное место жительства. Что же до постоянной работы - сам Воротников впоследствии отрицал ее наличие.