Дырка вместо бублика?

В связи с возможным принятием т. н. "закона Магнитского" нормализация политических и торговых отношений между Россией и США, как в общем-то и вся инициированная администрацией Барака Обамы "перезагрузка", оказались под вопросом. Отчасти это так. Но только отчасти.

К разочарованию российских лоббистов на выходе из Конгресса этот закон, по сути дела, не имеющий никакого отношения к обстоятельствам как самого уголовного дела, так и смерти аудитора инвестиционного фонда Hermitage Capital Management, став "международным" и "безымянным", скорее всего, превратится в формальность.

Вашингтон, как известно, вплотную подошел к принятию антироссийского по своей сути закона. Накануне комитет сената США по международным отношениям одобрил лоббируемый частью российской оппозиции проект закона.

Законопроект, напомним, предусматривает запрет на въезд в США и арест активов российских официальных лиц, которые, как считают в Вашингтоне, причастны к смерти в СИЗО "Матросская тишина" юриста Сергея Магнитского. Комитет по международным делам палаты представителей американского конгресса ранее также одобрил этот законопроект.

Как резонно отметил в интервью "Правде.Ру" глава комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков, "закон Магнитского", скорее всего, будет принят, так как нужен для того, чтобы "удовлетворить антироссийские рефлексы части американского сената и значительной части конгресса". Это с одной стороны. А с другой — он необходим, чтобы хоть как-то (опять таки в глазах антироссийски настроенных конгрессменов) компенсировать отмену поправки Джексона-Веника, ограничивающую объем экономического взаимодействия с Россией.

У нас не скрывают, что принятие этого закона может надолго и всерьез "отравить" отношения между Москвой и Вашингтоном, потому что потребует ответных и не менее жестких мер со стороны России.

В четверг одобренный сенатским комитетом законопроект получил оценку в Совете Федерации РФ. Валентина Матвиенко, в принципе, назвала вещи своими именами. "Проглатывать такие недружественные жесты ни одно уважающее себя государство себе не позволит, у МИД РФ есть большой арсенал идей и вариантов, каким образом ответить на такой шаг", — приводят слова Матвиенко российские информагентства. Никаких реальных оснований для принятия такого закона не было, считает спикер Совфеда. "Очевидно, что в его принятии заинтересованы те силы, которые выступают против налаживания конструктивного сотрудничества России и США, а такие силы в США есть", — убеждена Матвиенко, назвав закон о "списке Магнитского" "дикостью" и "открытым вмешательством в дела другого государства".

Также читайте: Чем ответит Россия на "закон Магнитского"?

Председатель верхней палаты российского парламента подчеркнула, что подобные документы не способствуют дальнейшему развитию взаимовыгодного сотрудничества, в котором США заинтересованы не менее, чем Россия. "Россия и США — два серьезных игрока в международной политике и экономике, и от наших нормальных отношений зависит в целом ситуация в мире", — сказала Матвиенко, добавив, что после такого шага Россия "вторую щеку подставлять не будет".

Впрочем, наши вашингтонские лоббисты — умело эксплуатирующие "антироссийские рефлексы" американских законодателей Гарри Каспаров, Борис Немцов и Сергей Кара-Мурза в конечном счете могут оказаться у разбитого корыта, получив "на выходе" абсолютно выхолощенный закон. Как стало известно "Коммерсанту", желающей умерить пыл конгрессменов администрации Обамы удалось добиться внесения в законопроект двух принципиально важных изменений: к ответственности за нарушение прав человека будут привлечены не только россияне, но и чиновники других стран. К тому же Госдеп получил право не раскрывать имена из черного списка.

В Белом доме наконец-то осознали, что, поскольку ни один из фигурантов списка пока не признан виновным в суде, оглашение их имен противоречит презумпции невиновности. Именно поэтому в новой версии администрации предоставлено право не раскрывать имена фигурантов списка Магнитского.

Да, и госсекретарь США Хиллари Клинтон — как мы видим — то и дело твердит, что у США-де "нет необходимости пускать под откос отношения с Москвой лишь для того, чтобы выразить опасения по поводу чего-то". Причем по ее словам, именно над сохранением хороших отношений с Москвой как раз сейчас и "работает" президентская администрация с конгрессом. Так что в любом случае драматизировать ситуацию в связи с возможным принятием этого законопроекта не стоит. Пар, очевидно, уйдет в свисток.