В ближайшее время депутаты Госдумы вернутся к обсуждению законопроекта, предоставляющего парламентским партиям большую свободу при распределении освободившихся мандатов.
В декабре прошлого года свежеизбранные депутаты Госдумы предложили внести изменения в 71 статью закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" и 89 статью закона "О выборах депутатов Госдумы ФС РФ", касающихся вопроса процедуры замещения мандата депутата в случае досрочного прекращения им своих полномочий. В настоящий момент, указанное право политической партии ограничено требованием, согласно которому соответствующая кандидатура предлагается из числа зарегистрированных кандидатов, включенных в ту же региональную группу кандидатов (в общефедеральную часть федерального списка кандидатов), что и депутат Госдумы, чьи полномочия прекращены досрочно.
Авторы же законопроекта считали данное ограничение необоснованным, утверждая, что политическая партия вправе самостоятельно определять наиболее подходящие кандидатуры для замещения вакантного депутатского мандата в рамках всего федерального списка кандидатов вне зависимости от того, в какую региональную группу включен депутат, прекративший свои полномочия.
В январе этого года законопроект прошёл через первое чтение, вызвав отрицательную реакцию в СМИ, углядевших в предлагаемой норме коррупционную составляющую.
"Я думаю, что это очень странная и очень опасная инициатива", - считает генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов.
"Странная потому, что нарушает естественную логику списка избирателей, предполагающей последовательность кандидатов. Поскольку избиратель голосовал за партию, исходя в том числе и тех, кто представлял её в избирательном списке, совершенно естественно, что если тот или иной политик выбывает из думы, его должен заместить следующий за ним, а не кто-то, выбранный функционерами партии по своему произволу. Опасность же в том, что процедура замещения мест, до этого вполне ясная и прозрачная, в случае принятия этой инициативы будет отдана на откуп партийным функционерам. И это будет означать превращение избирательного процесса в политический, а возможно и в коммерческий торг", - утверждает политолог "Правде.Ру".
"На самом деле речь идёт о возможности де-факто продавать места в парламенте, что является обманом избирателей, которые вроде бы голосуют за одних кандидатов, а в парламент будут проходить другие. То есть миллионеров будут прятать от избирателя где-то в глубине списков, а потом вытаскивать наверх", - поясняет член Общественной палаты РФ Сергей Марков.
Так или иначе, но одним из самых активных лоббистов этого законопроекта выступил и продолжает выступать лидер думской фракции "Справедливой России" Сергей Миронов. В частности, в последнее время Сергей Михайлович не раз возвращался к этой теме, используя в качестве информационного повода ситуацию с голодовкой руководителя Астраханского регионального отделения "Справедливой России" Олега Шеина, лишившегося по итогам декабрьских выборов в Госдуму депутатского мандата и с треском проигравшего впоследствии выборы мэра Астрахани.
По словам Миронова, Шеина "нечестно лишили депутатского мандата", а потому "у нас среди членов партии есть люди, которые готовы сложить свой мандат, чтобы передать его Шеину", и осталось дождаться только принятия этого закона, предоставляющего такие возможности. Впрочем, как отмечают эксперты, Миронов в данном случае использует Шеина в качестве прикрытия.
"Безусловно, мы можем сочувствовать Олегу Шеину, что он не является депутатом Госдумы, но этот случай не является поводом для принятия подобной нормы, опасной с точки зрения политической коррупции. Нормы, которая повышает вероятность сделок по продажи места в списках и, соответственно, вероятность коррупционной составляющей со стороны руководства фракции", - заявил "Правде.Ру" президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов. По мнению политолога, у "Справедливой России" есть все возможности повысить политический статус Олега Шеина в рамках партийной работы. "Если, конечно, этот вопрос них актуален, поскольку до этого в партии были не слишком озабочены его политической судьбой, и с самого начала существования партии отодвигали на вторые-третьи роли", - добавляет М. Ремизов.
По мнению наблюдателей, лоббируемая Мироновым идея крайне привлекательна для руководства партии, которые мечтают наладить контроль над прохождением в Госдуму тех представителей из партийного списка, которые симпатичны лично им самим. "Заинтересованность Сергея Миронова объяснима: его партия сегодня испытывает сегодня системный кризис, и ему очень важно сохранить инструмент влияния над партийцами", - поясняет генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин.
Но конечно, присутствует здесь и коммерческий интерес. После ухода из партии её основного "внутреннего" спонсора Александра Бабакова, "Справедливая Россия" достаточно серьёзно просела в финансовом плане. А при отсутствии серьёзных "внешних" источников финансирования, у партии не остаётся другого выхода, кроме как изыскивать внутренние резервы.
"Понятно, что на вакантные места в Госдуме попадут прежде всего платежеспособные кандидаты из списка, - считает Алексей Мухин. - "Справедливая Россия" ещё перед выборами испытывала серьёзный финансовый кризис, поэтому Миронов был крайне заинтересован в появлении как можно большего числа потенциальных спонсоров".
При этом, отмечает собеседник "Правды.Ру", в партии образовались первоочередные "кандидаты на вылет". "В результате оппозиционной внутрипартийной деятельности, отец и сын Гудковы, а также Илья Пономарев могут расстаться с депутатским мандатами. Их на кого-то придётся менять, и эти кто-то должны быть платежеспособными", - отмечает Алексей Мухин.
На самом деле, "коммерческих" кандидатов может быть не так много. По некоторым оценкам, депутатский мандат оценивается примерно в 5 млн долларов США, так что пяток таких депутатов вполне покроют годовой бюджет партии.
Дмитрий Орлов вспоминает, что Миронов "был хорошо известен тем, что использовал своё положение председателя Совета Федерации - статус в большей степени координирующий - для выдвижения тех или иных деятелей в Совфед". "Я думаю, что нечто подобное, апеллируя к случаю Олега Шеина, Миронов хочет проделать и в Госдуме", - предполагает политолог.
Впрочем, по мнению собеседников издания, у этой инициативы не очень много шансов быть принятой депутатами Госдумы. По крайней мере, в таком виде. Что же касается Миронова, то для него это станет очередной имиджевой проблемой после катастрофического результата на президентских выборах. Не исключено, что именно обещанием привлечь в партию дополнительные финансы и объясняется неожиданный поворот в ситуации с достаточно явной вероятностью бунта региональных отделений и части депутатов из думской фракции "эсэров", недовольных итогами работы управленческого состава партии. И отсутствие данного инструмента влияния может вновь актуализировать вопрос о доверии к Миронову.