Вдохновлённые победой на выборах мэра Ярославля независимого кандидата Евгения Урлашова, российские оппозиционеры заявили о намерении продолжить славную традицию. Пока, впрочем, получается не очень.
О своей причастности к победе Евгения Урлашова в Ярославле заявили едва ли не все сколько-нибудь известные политические партии и движения - от вполне себе системных КПРФ, "Справедливой России" и "Яблока" до полусистемного Михаила Прохорова и антисистемных "Голоса" и Демократического выбора. "Оппозиция показала, что может "брать" крупные города стратегического значения. Следующие на очереди - Москва и Петербург", - заявил в этой связи лидер Демвыбора Владимир Милов.
В числе городов, представляющих интерес в ближайшей перспективе, оказался Омск, место главы городской администрации оказалось вакантным после того как прежний градоначальник - Виктор Шрейдер - в декабре прошлого года досрочно покинул свой пост. Пока крупные политические партии ещё раздумывают по поводу своего участия в выборах, инициативой завладели несистемные оппозиционеры, приступившие к отбору кандидатов.
Автором проекта проекта "Гражданин мэр", в рамках которого предполагается провести "гражданские праймериз" по выбору "реально независимого современного кандидата" на пост мэра от активных горожан, выступил известный омский оппозиционер Виктор Корб. Сообщение о предполагаемых праймериз, победитель которых и будет впоследствии поддержан прогрессивной общественностью на реальных выборах, появилось накануне Всемирного дня дурака, так что очень многие и отнеслись к этой информации соответствующим образом.
Впрочем, не изменилось отношение "активных горожан" к политпроекту и в последующие дни. Даже не смотря на то, что оппозиционеры сделали ставку исключительно на интернет, рассчитывая привлечь к своему проекту не менее ста тысяч пользователей глобальной сети. "К сожалению, на основных площадках проекта особой активности пока не наблюдается. Большинство участников ограничиваются молчаливым присутствием, сами не впрягаются и новых друзей не приглашают. Так что о технологии "снежного кома" пока приходится лишь мечтать", - с неким прискорбием пишет В. Корб о ходе реализации "Гражданина мэра".
В общем, вскоре всё действительно стало напоминать затянувшуюся и неудачную шутку. Омский "креативный класс" не спешил выдвигать кандидатов, хотя процедура была упрощена до невозможности. "Для того, чтобы выдвинуть кандидатуру на участие в праймериз не нужно быть искушенным в политике, - объясняет В. Корб, - достаточно просто явно об этом заявить и более точно идентифицировать кандидата, указав его ФИО, статус и по возможности ссылку на его сетевой аккаунт". Так что не удивительно, что в списке появились либо "топовые" (если можно так выразиться) омские блогеры, вроде "Сибирского ежа", имеющего в активе три сотни постоянных читателей своего блога в "Живом журнале", либо кандидаты, ни сном ни духом не знающие о своём выдвижении.
Те из политиков (или людей, имеющих отношение к оной), кто более-менее активно пользуется интернетом, уже попросили вычеркнуть их из списков. В частности, анекдотичная ситуация сложилась с бывшим полномочным представителем президента России в Омской области с 1996-го по 2000 год Александром Минжуренко. "Я поддержал эту акцию. Но самое смешное, что я только вчера случайно глянул, что в списке кандидатов и моя фамилия!! Пытался ее убрать, но никак не получается. Я же юзер не очень продвинутый, а может это совсем невозможно: поправить что-либо на чужой страничке. Вот беда на старость лет! Еще выберут", - жалуется он на своей странице в Фэйсбуке. "Инициативная группа, Оргкомитет, примите, пожалуйста, мой самоотвод. Ну, не хочу я быть мэром!! Уж извините!" - обращается он уже к организаторам.
Не особо помогла оппозиционерам и крупица экзотики вроде включения в списки кандидатов, скажем так, федерального масштаба вроде блогера-фотографа Ильи Варламова или экономиста Владислава Иноземцева.
Кандидатуру первого предложил кто-то из участников обсуждения, после чего Варламов то отказывался, ссылаясь на слабое представление о городе, в котором он был один раз, то соглашался, утверждая, что разработанная им для москвичей программа "10 шагов" универсальна и "подходит для большинства городов России с какими-то маленькими корректировками". Хотя, было бы крайне любопытно увидеть выдвиженца от оппозиции, в качестве приоритетных мер по развитию города заявляющего о намерении продвигать в качестве основного места передвижения "скоростные низкопольные трамваи", закрыть въезд автотранспорта в центральную часть города и пересадить всех на велосипеды, а также заставить городские власти отказаться от организации праздников и массовых мероприятий. Короче, немногочисленные омские блогеры изрядно поскалозубили на эту тему. "Я смотрела его интервью на " Дожде" , так он там такую пургу про Омск нес - мама дорогая!" - делится впечатлениями от потенциального кандидата в одном из омских сообществ chernikova_zdes.
Что касается, Владислава Иноземцева, то он, по сообщениям СМИ, сам предложил свою кандидатуру оргкомитету, заявив о своей "жесткой антипутинской позиции" и поддержке со стороны Михаила Прохорова и Владимира Рыжкова. Но похоже, что на решение Иноземцева повлиял всё тот же Варламов. "Омск - не Лондон и не Москва, которые он привык снимать на фото. Если у нас фотографы претендуют на крупных политиков... Нет комментария у меня на это...", - пояснил он причины своего выдвижения.
Но то ли ещё будет! По последним данным заинтересованность в выдвижении кандидатом в мэры Омска проявил Сергей Тютюкин (Удальцов). "Таковы реалии нынешней оппозиции. Во времена, когда балом правит омская весна, а дабстепят даже Creep и Wonderwall, быть особо требовательным к кандидату в кандидаты сил уже не остается. А зря. Хотелось бы основательно подойти к выбору единого оппозиционного кандидата, а не ухватываться за первого же согласившегося популярного москвича", - скорбно замечает один из авторов сайта Metromsk.com.
В этом, собственно, главная кадровая проблема российской несистемной оппозиции, готовой критиковать всех и вся, но не способной хоть к какому-то подобию конструктива. Вот и приходится искать более успешных политиков. Таких как Евгений Урлашов в Ярославле или Виктор Кондрашов в Иркутске, по поводу победы которого оппозиция также произнесла немало дифирамбов, расценивая это как начало крушения "Единой России". Кондрашов, впрочем, по поводу оппозиции не сильно рефлексировал, заявляя, что его партия - "это иркутяне", а вскоре и вовсе оказался в рядах сторонников "ЕР".
С Урлашовым, в принципе, тоже не всё ясно. В своих интервью он отмечает, что "не оппозиционировал себя партии власти и на выборы пошел, как простой человек и независимый кандидат", объясняя свой успех во многом результатом протестного голосования и подчёркивая, что в первую очередь, намерен "плодотворно работать не по политическому блоку, а по хозяйственному". Что касается политических изменений, то они, по его словам, касаются ограниченности пребывания главы города на своём посту не более двух сроков вообще, а также намерения "повернуть власть лицом к народу".