Против одобренного Госдумой и Советом Федерации законопроекта о митингах оппозиция задействовала, пожалуй, все доступные ей "средства": от ненавязчивых в виде главреда радиостанции "Эхо Москвы" Алексея Венедиктова и президента СССР Михаила Горбачева до "бронебойных" в виде главы европейской дипломатии Майи Коцьянчич и Amnesty International. Но, судя по всему, отчаянные попытки оппозиции надавить на президента ни к чему не приведут.
Напомним, сейчас по наделавшему много шума законопроекту ожидается окончательное решение президента Владимира Путина. И оппозиция, выступающая против ужесточения ответственности за нарушения в ходе публичных мероприятий, разумеется, пытается всеми средствами склонить президента к ветированию законопроекта.
Сначала челобитную президенту написал Сергей Миронов. О чем лидер эсеров сообщил в своем микроблоге в Твиттер. Следом президент СССР Михаил Горбачев, назвав законопроект "произволом", выразил робкую надежду, что "Путин ничего подписывать не будет". Главный редактор радиостанции "Эхо Москвы", в своем блоге вспомнив как после Норд-Оста Путин заветировал принятые Думой драконовские поправки в закон о СМИ, выразил сожаление, что "снаряд дважды в одну воронку никогда не попадает".
Евросоюз принял к сведению одобрение двумя палатами Федерального Собрания России проекта закона и выразил беспокойство его последствиями — видимо, негативными. О чем журналистам заявила официальный представитель главы европейской дипломатии Майя Коцьянчич. Несмотря на то, что предусмотренные законопроектом меры во многом позаимствованы из европейского опыта, Коцьянчич назвала их "мешающими конструктивному диалогу власти и гражданского общества".
Отстрелялась по законопроекту и Amnesty International. "Российская власть должна защищать право на свободу выражения мнения, а не урезать такие права", — заявила "Интерфаксу" директор российского представительства Amnesty International Сергей Никитин. "Та поспешность, с которой был принят закон, показывает, что изменения не направлены на регламентирование признаваемых прав, а носит характер довольно недальновидной реакции на растущий общественный протест", — сказал он, отметив, что закон направлен на подавление любого инакомыслия.
В свою очередь один из лидеров внесистемной оппозиции Борис Немцов назвал закон "антиконституционным" и пообещал оспорить его в Европейском суде по правам человека. "Если дело дойдет до Страсбургского суда, закон будет отменен, и Россию выгонят из Совета Европы", — пригрозил постоянный участник протестных акций в интервью "РБК".
Но, судя по всему, отчаянные попытки оппозиции надавить на президента ни к чему не приведут. Как уже говорил пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков, Путин может наложить вето на закон о митингах лишь в одном случае: если он противоречит нормам и общепринятым в других европейских странах практикам. Однако о подобных противоречиях, очевидно, говорить не приходится.
"Законопроект критикуют не структуры Евросоюза, а отдельные правозащитные организации. Я критики от (официальных) структур Евросоюза еще не слышал, — заявил "Правде.Ру" один из авторов закона, член фракции "Единой России" Александр Сидякин. — Это было бы вмешательство во внутренние дела России. Кстати, критики я не слышал не только от официальных инстанций ЕС, но и от государственных органов США". Вместе с тем парламентарий, "оторвав лепестки на ромашке", выразил уверенность, что президент подпишет законопроект.
По словам председателя совета Российского общественного института избирательного права Игоря Борисова, давать оценки, соответствует закон конституции или нет, у нас в стране может только один орган — Конституционный суд, "поэтому подобная критика и приклеивание ярлыков — не более чем пиар". "Кроме того, международные организации, в том числе и Евросоюз, не имеют права вмешиваться в подобные процессы", — отметил эксперт в интервью "Правде.Ру".