Анатолий Вассерман: Надеюсь, люди понимают, во что их втянули

На 12 июня намечен очередной оппозиционный "марш миллионов" в Москве. Предыдущий "марш", как известно, закончился столкновениями демонстрантов с сотрудниками правоохранительных органов, в результате которых пострадали десятки людей — как со стороны протестующих, так и полицейских. За противоправные действия были задержаны около 400 человек.

По мнению популярного блогера, политического консультанта и журналиста Анатолия Вассермана, запланированная оппозицией очередная массовая акция может закончиться столкновениями манифестантов с полицией. Впрочем, известный интеллектуал все же надеется, что люди будут достаточно разумными, чтобы не дать провокаторам вновь себя использовать и вовлечь в беспорядки.

— Руководство митингами захватили люди, пораженные манией величия. Дело в том, что в так называемом "марше миллионов" 6 мая участвовало по самым завышенным и натянутым данным около 10 тыс человек. Называть это "маршем миллионов", мягко говоря, анекдотично. Если организаторы не видят анекдотичности своего поведения, то они, в лучшем случае, не адекватны. А это, естественно, порождает радикализм. Ибо радикализм неизменно проистекает из неумения сопоставлять желания и возможности. Поэтому совершенно не важно, какие лозунги они провозглашают: правые или левые. Не важно, под красными или зелеными знаменами они выступают. Главное, что они абсолютно не адекватны и соответственно, опасны для себя и окружающих.

— На ваш взгляд, изменилась ли к настоящему моменту аудитория митингов? Креативный класс с Сахарова по-прежнему участвует в протестных мероприятиях, или это уже преимущественно другая аудитория?

— Большая часть тех, кто выходил на проспект Сахарова или Болотную площадь в декабре — это люди, выступающие, как говорится, за все хорошее против всего плохого. Эта позиция, на мой взгляд, не совсем адекватна, но все же ближе к реальности, чем действия нынешних организаторов. Я говорю о попытке прорыва (полицейского) оцепления 6 мая. Сама по себе эта попытка была организованна очень грамотно. Для неискушенных наблюдателей она даже выглядела убедительно.

Недаром для того, чтобы убедительно доказать провокационность всей этой затеи понадобилось несколько дней общественного разбирательства. Изучали блоги лидеров протестных движений и видеозаписи, чтобы окончательно доказать, что события 6 мая — это заранее организованная провокация. Но эта адекватность в малом, вовсе не означает адекватности в целом. Скажем, серийный убийца может очень тщательно и по своему разумно готовить преступление, может годами скрываться от правосудия, но это не означает ни его общественную полезность ни его разумность в целом.

— Вы согласны, что радикализация акций вымывает из их состава именно гражданских активистов, сторонников ненасильственного протеста, которых замещают радикалы, а, следовательно, подобные акции будут все менее массовыми?

— Насколько я могу судить, значительная часть тех, кто ходил на Болотную площадь и проспект Сахарова в межвыборный период, теперь уже в полной мере понимают во что их втянули, какие намерения прикрывали их телами. Поэтому, думаю, каждый следующий антиправительственный шаг соберет меньше народу, чем предыдущий.

— На митингах появилась новая сила: люди в черных масках — то ли это боевики "антифа", то ли анархисты, то ли националисты. Какова ваша точка зрения, кто эти люди, устраивающие потасовки с сотрудниками полиции?

— О том, что на шествии 6 мая будет драка знали заранее. Об этом, к примеру, сообщила Ксения Анатольевна Собчак в своем блоге уже на следующий день. Организаторы этого шествия сделали несколько явных шагов, нацеленных на срыв митинга, например, по приказу Удальцова и Чириковой несколько десятков человек уселись на асфальт на проходе, ведущем на набережную, и таким образом остановили все шествие. Если организаторы митинга с самого начала и на протяжении всего шествия делали все возможное для конфликта, то я не вижу смысла искать каких-то других злоумышленников.

— Почему, на ваш взгляд, провокаторы пытаются воспользоваться гражданскими выступлениями в своих целях?

— Любой массовый протест содержит в себе элемент риска. Еще в XIX веке Густав Лебон отмечал, что толпа глупее самого глупого человека в этой толпе. Поэтому формы протеста, вызывающие толпу, всегда чреваты перерастанием в драки и другие формы антиобщественного поведения. И можно даже не сомневаться, что люди в чьих интересах дестабилизируется общество, всегда учитывают эту особенность массовых акций. Поэтому, я полагаю, что среди нынешних руководителей протестного движения неизбежно присутствовали и добросовестно заблуждавшиеся и сознательные провокаторы и преступники. В каком соотношении они там находятся я не берусь судить.

— Заявители "марша миллионов" 12 числа те же, что и марша 6 мая. Вы можете дать прогноз, чем все закончится на этот раз?

— Я думаю, что сами организаторы сделают все от них зависящее, чтобы марш перерос в массовую драку. Я не знаю хватит ли у федеральных властей возможностей предотвратить такой ход событий. Но очень надеюсь, что сами граждане будут достаточно спокойны и разумны, чтобы не дать провокаторам использовать себя.