Москва самовыдвиженцам не верит

Завтра, 30 мая, Мосгордума в первом чтении рассмотрит внесенный "Единой Россией" законопроект о прямых выборах мэра. Если поправки будут приняты, выборы столичного градоначальника состоятся уже в 2015 году, впервые с 2004 года.

Поправки, которые "Единая Россия" предлагает внести в Избирательный кодекс Москвы, должны привести столичное законодательство в соответствие с федеральным законом о прямых выборах глав регионов. Как сообщила в понедельник на заседании глава комиссии Мосгордумы по госстроительству и местному самоуправлению Татьяна Портнова, закон о выборах мэра вступит в силу до 1 июля текущего года и фактически начнет действовать по истечению срока полномочий действующего градоначальника. Напомним, полномочия Сергея Собянина истекают осенью 2015 года.

Кроме того, по ее словам, потребуется принятие закона, определяющего возможность досрочного прекращения полномочий мэра. "Будет отдельный закон по отзыву мэра, который мы разработаем и примем до конца года", — цитирует Татьяну Портнову "Интерфакс".

Нужно сказать, что внесенный единороссами проект поправок фактически запрещает участвовать в выборах градоначальника самовыдвиженцам. Причем для кандидатов от партий устанавливается максимально возможный согласно федеральному законодательству барьер. Кандидата должны поддержать не менее 10 процентов муниципальных депутатов. Напомним, по закону о губернаторских выборах, кандидат должен быть поддержан 5-10% муниципальных депутатов не менее чем в трех четвертях муниципальных районов и городских округов региона.

Как и следовало ожидать, жесткая система фильтров вызвала недовольство у части оппозиции, пролагающей, что теперь своего кандидата в мэры смогут выдвинуть лишь две прошедшие в Мосгордуму партии — ЕР и КПРФ, а для других кандидатов путь в столичные градоначальники будет заказан.

Причем против внесенных единороссами поправок собирается голосовать даже фракция КПРФ в Мосгордуме. О чем "Правде.Ру" сообщил лидер фракции Андрей Клычков. "В него (законопроект) заложили самые жесткие фильтры, которые предусмотрены федеральным законодательством. — Перовое это касается 10% подписей муниципальных депутатов не менее чем в трех четвертях муниципальных собраниях, а второе — это отсутствие в данном проекте права самовыдивженцев на участие в выборах мэра. Мы считаем, что смысл идеи о возврате к прямым выборам глав регионов, в данном случае мэра Москвы, при таких фильтрах теряется. Эти фильтры, по сути, не позволяют всем желающим участвовать в выборах. По словам Клычкова, голосуя против, коммунисты, тем не менее, будут пытаться внести поправки, в частности, о "возвращении" самовыдвиженцев, чтобы "улучшить" существующий законопроект.

По мнению политологов, более жесткие требования к кандидатам в мэры Москвы вполне оправданы. "Наверное, не нужно забывать, что Москва — это не только субъект федерации по законодательству, — говорит в интервью "Правде.Ру" заместитель директора Центра политической конъюнктуры России Алексей Зудин. — Москва это еще и столица большого государства и территория с наивысшей концентрацией всех значимых ресурсов. Поэтому более жесткие требования к кандидатам на выборную должность в Москве полностью оправданы".

При этом по словам эксперта, претензии оппозиции "понятны и не новы". "Оппозиция, в принципе, возражает против всего того, что не позволяет ей компенсировать собственную слабость, — уверен политолог. — В нормах закона, предусматривающих обязательное выдвижение кандидатов на выборные должности через партии, они неправильно усматривают только препятствия, только некое обременение". "Хотя запуск этих норм свидетельствует о том, что процесс интеграции политических партий в систему политического управления начинается с законодательства, регулирующего выборы первых лиц регионов", — считает Зудин.

По мнению директора Фонда исследований проблем демократии Максима Григорьева, пункт о том, чтобы выдвигались на выборы представители политических партий, на самом деле, не вносит никаких "ужесточений". "Учитывая, что сейчас в процессе регистрации политических партий порядка 170 групп, большинство политструкур общества сможет выдвигать своего кандидата, — поясняет свою точку зрения политолог в интервью "Правде.Ру". — При этом я не исключаю, что желающие в будущем выдвигаться на пост мэра Москвы специально для этого могут даже создать специальную политическую партию".

Вместе с тем, политолог обращает внимание на другой серьезный "порог" — необходимость сбора достаточно большого количества подписей представителей муниципальных органов власти. Что, по мнению эксперта, целесообразно. "Иначе может случиться ситуация, когда на пост мэра столицы будут претендовать десятки людей самых различных воззрений. Может быть, в этом ничего плохого нет, но для избирателей бюллетень, в котором будет 30 или 40 фамилий кандидатов, будет выглядеть несколько сомнительно", — резюмирует Максим Григорьев.