Немцов мечтает о миллионе

Казалось бы, идея проведения оппозицией "марша миллионов" уверенно провалилась. Да и сами оппозиционеры в последний момент поняли, что им не удастся прыгнуть выше головы (то есть митингов на Болотной и Сахарова). Ан нет, Борис Немцов опять обещает вывести на улицы Москвы миллион человек, а к осени устроить маленькую победоносную революцию.

Сопредседатель Партии народной свободы Борис Немцов рассказал о ближайших планах оппозиции, предполагающих падение действующей власти уже в ближайшей перспективе. По его словам, "выборы как таковые к смене политической системы привести не могут". "Наиболее реалистичный сценарий - массовый уличный протест с участием до миллиона человек в столице, в котором принимают участие не только москвичи, но и активисты из регионов", - заявил Немцов в своём блоге, анонсируя намеченное на 12 июня очередную акцию оппозиции.

Немцов убеждён, что "миллионное шествие неминуемо приведет к расколу внутри правящей группировки [...] и переходу многих госслужащих и правоохранителей на сторону народа". Таким образом, отмечает он, "массовость акции 12 июня предельно важна для будущего протестного движения, в первую очередь, для гражданского действия предстоящей осенью, когда политические требования умножатся на требования социально-экономического характера". "Миллионы человек на улицах и площадях сейчас кажутся фантастикой ровно потому, что социально-экономические требования не вошли в программу объединенной оппозиции. Убежден, что осенью это произойдет", - подчеркивает оппозиционный политик.

Вот ведь как! Последние несколько недель все только и делали, что размышляли о причинах численного провала майского "марша миллионов". А дело, оказывается, было в том, что лидеры оппозиции не стали включать в программу социально-экономические требования. Зато после того, как всё-таки включат, так сразу миллионы рабочих, крестьян, офис-менеджеров и простых московских хипстеров внесут Немцова с Яшиным в Кремль. В общем, не зря основную аудиторию Болотной и Сахарова назвали "креативным классом" - уж что-что, а мечтать они умеют.

Также по теме: Оппозиция отказалась от миллионного марша 1 мая

Вообще, идеи демонтажа режима посредством выхода на центральные площади Москвы миллиона человек примерно столько же лет, сколько и российской оппозиции. На протяжении нескольких лет лидеры несогласных с властью оперируют этой цифрой, как некоей виртуальной дубинкой. О намерении вывести миллион человек на улицы Москвы в разное время и неоднократно говорили Борис Немцов, Илья Яшин, Алексей Навальный и многие другие. Хотя, стоит отметить, что в середине 2000-х аппетиты у оппозиционеров были несколько скромнее.

Гарри Каспаров в период 2007-08 годов говорил о том, что режим толкает страну к переменам насильственным путем, и вскоре на улицы выйдут сотни тысяч людей, после чего переход к новой, по-настоящему демократической модели устройства страны обеспечит Национальная ассамблея (кто ещё помнит, что это такое?) А вот более прагматичный Пётр Милосердов был уверен, что для оппозиционеров перспектива собрать даже 500 человек будет огромной удачей. "А если на Марш Несогласных выйдет 20 тысяч? Что тогда? Армию привлекать?" - задавался он вопросом.

Сейчас, конечно, раздухарились. И пугают уже не 20 или 100 тысячами, а как минимум миллионом, который, правда, никак не собирается. Но, как уже было сказано выше, это обусловлено отсутствием лозунгов социально-экономической тематики, которые оппозиционеры берегут до осени.

Что касается акции 12 июня, то она рискует повторить судьбу майского "марша миллионов" в количестве менее 10 тысяч человек. Оппозиционеры предполагают подать заявку на шествие от Белорусского вокзала по Тверской улице и митинг на Боровицкой площади. И вполне вероятно, что получат отказ, после чего события будут развиваться по привычному сценарию: заявления о проведении несанкционированного шествия, последующее согласие на альтернативный вариант, в который по ходу дела будут внесены неожиданные для власти изменения. Но это в том случае, если лидеры оппозиции действительно захотят повторить сценарий 6 мая в той или иной вариации. А иного выбора у них, похоже, нет.