Выражая недовольство российским законодательством о митингах и обращаясь к опыту зарубежных стран, где человек может высказать недовольство властью где угодно и как угодно, российские оппозиционеры лукавят. То ли сознательно, то ли на самом деле не в курсе системы организации массовых акций в странах развитой демократии.
Начиная с 6 мая, когда в центре Москвы едва не разразилась настоящая война, и по сей день, когда внесистемная оппозиция устраивает "контрольные прогулки" по Бульварному кольцу и организует стихийные лагеря на площадях и в скверах города, её лидеры отделались, по большому счёту, лёгким испугом. 15 суток Сергею Тютюкину (Удальцову) и Алексею Навальному, 10 суток ареста Илье Яшину, а также несколько штрафов в одну тысячу рублей - не самое ужасное, что могло произойти с оппозиционерами, устрой они революцию в США или в одной из стран Евросоюза.
Организация акции
В США для проведения манифестации или митинга требуется получение специального разрешения, которое выдается по обязательному согласованию органов пожарной охраны, транспорта и полиции. Причем за муниципальными властями остается право "приостановить" использование городской территории, если, по их мнению, она необходима для нормального продвижения транспорта или для других общественных нужд. В случае же проведения несанкционированной акции, ее участники немедленно подвергаются аресту.
Согласование митинга - процедура не самая простая. Власти Нью-Йорка, например, имеют право отклонить прошение о проведении митинга, если в нем отсутствуют точные сведения о состоявшихся и планируемых на будущее аналогичных мероприятиях под эгидой этих же организаторов. В Лос-Анджелесе заявка подается не позднее, чем за 40 дней, с обязательным приложением к ней расписки в соблюдении норм безопасности. Более того, с заявителей взимается плата (порядка 300 долларов) за проведение митинга, а если мероприятие проводятся за счет третьих лиц, то в этом случае его организаторы должны иметь на руках документ, подтверждающий, что манифестация устроена на деньги спонсоров, а также обязаны оплатить и все расходы, связанные с возможным изменением в схеме дорожного движения и перекрытием улиц. Вообще, американские власти считают, что городской бюджет не должен страдать, если кому-то захотелось помитинговать, поэтому могут потребовать от организаторов обеспечить участников мероприятия необходимыми медицинскими и гигиеническими средствами (пост скорой помощи, туалеты и т.п.).
Во Франции префект полиции (так же как и мэр города) может запретить любую демонстрацию, если, по его мнению, она представляет опасность для государства. Без разрешения названных должностных лиц (без их визы) манифестация представляет собой "толпу", "скопление народа", "сборище" и полиция вправе действовать по своему усмотрению.
Также по теме: Законодательство о митингах зарубежных стран
Вообще, и в США, и в Европе, и в других демократических государствах любая (!) публичная акция согласовывается с городскими властями. Впрочем, в некоторых случаях (например, в Германии) законодательство допускает проведение так называемых спонтанных (стихийных) публичных выступлений граждан, если организатору удается убедительно обосновать, что двухдневная отсрочка сделает задуманную демонстрацию не актуальной. Но при этом особо оговаривается, что такие мероприятия не должны планироваться заранее, в противном случае они в обязательном порядке подлежат запрету или пресечению. Так, полиция незамедлительно запрещает проведение "спонтанной" демонстрации, если ее организаторы раздают печатные материалы или используют заготовленные заранее плакаты, транспаранты.
Право на разгон
Наряду с общим законодательством, регулирующим организацию и проведения митингов и демонстраций, существует также специальное законодательство, направленное на пресечение массовых беспорядков, включающее соответствующие полномочия полиции и даже армии.
Отечественные оппозиционеры любят хохмить на тему "больше трёх не собираться". Между тем, именно по такому признаку определяется "незаконное собрание" в Миннесоте: "Когда три или более лица собираются, каждый из участников виновен в незаконном собрании...", - говорится в законе, который оставляет на право представителю власти самостоятельно определить, является ли это собрание мирным и безобидным или же осуществляется с намерением "совершить любое противозаконное действие" или иное действие, угрожающее нарушению общественного спокойствия, либо его "участники ведут себя таким образом, что это нарушает или создает угрозу нарушению общественного спокойствия".
Что касается публичных беспорядков, то они, согласно законодательству, имеют место уже там, где противоправные действия совершают 2 человека. Причём к публичным беспорядкам примыкает и такое правонарушение как подстрекательство к публичным беспорядкам, то есть попытка лица вовлечь других лиц в действия, образующие состав публичных беспорядков.
Вообще, в российском законодательстве о митингах нет ничего, что бы противоречило нормам, имеющимся в законодательствах других стран.
Читайте: Дубинкой по лбу: рецепт демократии от США
В Германии организатор мероприятия несет ответственность за своевременное прекращение демонстрации и рассеивание людей, а сам митинг не должен выходить за рамки заявленного формата, то есть участникам демонстрации или марша запрещается, например, выкрикивать лозунги или развертывать транспаранты, противоречащие основной цели демонстрации. Запрещается нарушать порядок движения колонны, создавать "грубые помехи" нормальному ходу мероприятий (например, скандировать хором "браво" после каждой фразы выступающего на митинге).
Кроме того, акция может быть прекращена, если организаторы не выполнят требование полиции об исключении из числа участников тех или иных лиц, допустят публичные высказывания, провоцирующие насилие и беспорядок. Полиции также предоставлены широкие права при разгоне демонстраций. Она имеет право применять силу и меры физического воздействия - резиновые дубинки, слезоточивый газ, водометы, а при необходимости, по усмотрению самих полицейских, и огнестрельное оружие.
Полиция Франции имеет право применить силу без предварительного предупреждения, если насильственные действия направлены против представителей органов правопорядка или те не в состоянии иначе защитить территорию, которую они занимают.
Преступление и наказание
В России, как уже было сказано, организаторы и участники акции практически не несут ответственность за происходящее, даже если сами призывают к противоправным действиям, в том числе и направленным против сотрудников полиции.
В Германии за вызов или провоцирование массовых беспорядков, и даже за намерение осуществить такое деяние, а также за иные нарушения при проведении акции можно схлопотать до трёх лет лишения свободы. При этом можно получить срок (до одного года) за маскировку своей внешности.
Во Франции умышленное продолжение участия в акции после требований разойтись грозит тюремным заключением сроком на один год или эквивалентным денежным штрафом. Таким же сроком наказывается лицо, провоцирующее вооруженное сборище (таковым признается акция, если даже один из участников имеет оружие) - устно или посредством листовок, объявлений и т.д. А если подобная провокация привела к результату, то предельная планка срока заключения повышается до семи лет.
В Великобритании "насильственные действия 3 и более лиц, заставляющие других лиц опасаться за свою безопасность" караются сроком до 5 лет лишения свободы. Кроме того, любое лицо, организующее шествие, считается виновным в нарушении закона, если не были выдержаны установленные сроки уведомления, дата, время или маршрут проведения шествия, указанные в уведомлении, а организация запрещенного шествия рассматривается в качестве преступления и наказывается тюремным заключением на срок до трех месяцев или штрафом.
Уголовный кодекс Швеции, определяет преступление против публичного порядка следующим образом: "если толпа людей нарушает общественный порядок, показывая намерение использовать групповое насилие против публичной власти или иным путем принудить к чему-либо или воспрепятствовать применяемым мерам, не расходится, когда власти приказывают это сделать, то подстрекатели и руководители должны быть приговорены к тюремному заключению на срок не более 4 лет, а другие участники действий, предпринятых толпой, к уплате штрафа или к тюремному заключению на срок не более 2 лет за заговор".
В общем, если бы события на Болотной площади 6 мая трактовались в соответствии с законами западных стран, Навальный с Удальцовым отделались бы не одной тысячей рублей штрафа каждый, а сели на срок гораздо больший, чем пресловутые 15 суток. Причём в компании со всеми другими организаторами акции.
Вместо заключения
Безусловно, всё вышесказанное не является поводом для того, чтобы слепо скопировать те или иные нормы закона. В данном случае российским законодателям стоит обратить внимание, во-первых, на степень ответственности организаторов и участников акции, которая должна являться сдерживающей мерой; во-вторых, на детальность и подробность нормативно-правового регулирования проведения массовых мероприятий. Несомненно и то, что в пику как раз западному опыту необходимо стремиться к упрощению административных процедур (например, предусмотреть возможность подачи заявки на проведением массового мероприятия в электронном виде), а также обеспечению четкого алгоритма взаимодействия власти и организаторов в процессе подготовки и проведения массового мероприятия.