В понедельник стал известен состав нового правительства Российской Федерации. Как и предполагалось, не обошлось без сюрпризов. Впрочем, со знаком "плюс". По оценке экспертов, правительство амбициозное, молодое, энергичное, но при этом также опытное и профессиональное.
Почти неделю назад, 15 мая, председатель правительства Дмитрий Медведев представил президенту страны Владимиру Путину свои предложения по структуре и кадровому составу кабинета министров. Список претендентов на министерские портфели тогда оглашать не стали, чтобы, как пояснил Медведев, "не разжигать избыточный интерес". Понятно, что после этого кто только не поупражнялся в аналитических прогнозах. И если вероятные отставники в целом угадывались, то в плане преемников фантазия "аналитиков" разыгралась.
Например, ряд СМИ сенсационно заявили, что некоторые из претендентов демонстративно отказались работать с новой властью. Среди них, в частности, глава Росатома Сергей Кириенко, миллиардер Михаил Прохоров и экс-глава Минфина Алексей Кудрин. Впрочем, сенсация оказалась краткосрочной. Как заявила пресс-секретарь премьер-министра Наталья Тимакова, Дмитрий Медведев никогда не предлагал войти в свое правительство вышеозначенным личностям.
Тем не менее, обновления предполагались серьёзные. Как отметил сегодня Медведев, "где-то три четверти правительства - это новые люди, которые появились либо совсем недавно, либо которые войдут в правительство практически первый раз". И именно с этим обстоятельством была связана некоторая задержка с представлением новых министров. "С каждым из кандидатов в правительство необходимо встретиться и, естественно, понять позицию, понять программу человека, понять его готовность к исполнению соответствующих должностных обязанностей", - разъяснял глава правительства.
Среди тех, кто не вошёл в список кандидатов, ожидаемо оказались министры, чей рейтинг популярности бил все антирекорды. Это, в первую очередь, глава МВД Рашид Нургалиев, министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова, министр образования и науки Андрей Фурсенко. В итоге, на место Нургалиева пришёл глава ГУМВД по Москве Владимир Колокольцев, а министром образования стал ректор МИСиС Дмитрий Ливанов.
Произошло разделение ведомства Голиковой на министерство труда и социальной защиты и министерство здравоохранения, которые возглавили Максим Топилин и Вероника Скворцова. Кроме того, появились ещё две министерских должности. Министром РФ по связям с "Открытым Правительством" стал Михаил Абызов, а министром по развитию Дальнего Востока - полномочный представитель Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Виктор Ишаев. Таким образом, число министров увеличилось с 19 до 21.
Произошли и некоторые другие структурные изменения. В частности, в правительстве останется один первый вице-премьер (этот пост сохранил за собой Игорь Шувалов). Численность же вице-премьеров осталась прежней - семь человек. Ими также остались Владислав Сурков, который также возглавит аппарат правительства, Дмитрий Козак, Дмитрий Рогозин и полпред в СКФО Александр Хлопонин. Помимо них, зампредами правительства назначены экс-помощник президента Аркадий Дворкович и вице-мэр Москвы Ольга Голодец.
В целом, в новом правительстве Дмитрия Медведева значится 28 человек, в том числе два новых вице-премьера и 15 новых министров. "Новое правительство - это серьезный сигнал обновления руководства страны. Правительство амбициозное, молодое, энергичное и при этом опытное и профессиональное", - прокомментировал "Правде.Ру" новый состав кабмина политолог Павел Данилин.
Похожей точки зрения придерживается и генеральный директор Института приоритетных региональных проектов Николай Миронов. По его словам, Дмитрий Медведев вел переговоры со многими "пассионарными" политиками и бизнесменами, стараясь сформировать с одной стороны работоспособный, а с другой стороны "звездный" кабинет министров. "В целом, как видно, ставка сделана на профессионалов, людей, имеющий управленческий опыт на соответствующем уровне, способных быстро наладить руководство своими ведомствами. Общим трендом, таким образом, стал приход на руководящие должности лиц, ранее бывших на вторых ролях", - пояснил Н. Миронов "Правде.Ру".
Безусловно, что определённое недовольство со стороны оппозиции вызовет присутствие в составе правительства министра обороны Анатолия Сердюкова и министра спорта Виталия Мутко, в сторону которых было выпущено немало критических стрел. Но в данном случае это остается лишь вопросом личного вкуса и восприятия. Так или иначе, но и премьер, и президент, как уже было сказано выше, проводили с каждым из кандидатов личные консультации, а значит можно с достаточно высокой долей уверенности сказать, что правительство действительно будет работоспособным слаженным механизмом.
Владимир Путин, в ходе встречи с министрами, пожелал им успеха, отметив, что "ситуация, в которой находится мировая экономика, неопределённая, очень много факторов неопределённости", и "в этих условиях вам придётся осуществлять программу развития России, не останавливаясь на достигнутом". Дмитрий Медведев, в свою очередь, обозначил ряд ключевых дел, которые нужно решить в течение полугода новому правительству.
По мнению главы правительства, в первую очередь следует завершить и принять основной набор государственных программ по ключевым направлениям социально-экономического развития. "Особое внимание обращаю на приоритетность достижения демографических показателей, которые были заявлены в программных выступлениях политического руководства страны", - отметил Медведев.
Вторым приоритетом премьер-министр назвал внесение в парламент трехлетнего бюджета - на 2013, 2014 и 2015 годы. "При этом в ходе подготовки бюджета должна быть учтена новелла - новое бюджетное правило, которое будет определять предельный размер бюджетных расходов", - сказал он.
Предстоит правительству провести работу по такому важному вопросу, как обеспечение последовательного повышения заработной платы отдельным категориям работников социальной сферы; приступить к реализации мер, "которые предусмотрены дорожными картами национальной предпринимательской инициативы в области таможенного администрирования, при получении разрешений на строительство, подключении к инженерной инфраструктуре, в целом предпринять решительные шаги по улучшению инвестиционного климата"; "вплотную будет заняться реформированием государственной службы".