Полустихийная акция российских оппозиционеров, с лёгкой руки Алексея Навального получившая название "оккупай чего-либо" (в зависимости от места проведения), к зародившемуся в США и распространившемуся по всему миру движению "Occupy" имеет весьма отдалённое отношение. По крайней мере, российские "оккупанты" ни лозунгов Уолл-стрит не разделяют, ни своих не имеют.
Самый первый "оккупай" на Чистых прудах сначала был презентован как центр "народных гуляний", а после ареста Навального у лагеря "оккупайАбай" появились две цели: дождаться освобождения лидеров оппозиции (Навального с Удальцовым) и установления демократии в России. По всей видимости, эти два события должны были совпасть по времени.
Однако у жителей домов вблиз Чистопрудого бульвара нервы не выдержали гораздо раньше, и они обратились в суд с требованием избавить их от круглосуточного общества "несогласных". Скорее всего, конечно, "оккупайабай" со временем бы рассосался сам собой, но в данном случае его разгон был проведён в крайне демократичной форме. Так что, можно сказать, не ударили в грязь лицом перед Европой, где лагеря "оккупантов" также разгоняются с завидной периодичностью.
О том, что происходило далее, сложно говорить без иронии.
Был "ОккупайБаррикадная", продержавшийся два дня и запомнившийся разве что скандалом с якобы украденной кассой лагеря. По словам депутата Госдумы Ильи Пономарёва, полицейские похитили коробку с 250 тысячами собранных благотворительных взносов. Однако сами участники лагеря утверждали, что эту коробку поставили леваки из антифа, к моменту визита полиции в ней было не более 6 тысяч рублей, которые полицейские действительно вернули.
После этого протестующие, у которых осталась лишь одна цель - захватить хоть какой-нибудь клочок территории, провозгласив его "островком свободы", транзитом через Никитский бульвар переместились на Старый Арбат, обосновавшись у памятника Булату Окуджаве. Днём их "оккупай" мало чем отличался от обычных для этой местности компаний столичных неформалов, а ночью оппозиционеры развлекались общением с поилицей.
По сети интернет гуляет видеоролик под названием "Мария Баронова @ponny1 прогоняет ОМОН с #оккупайарбат", в котором девушка (судя по поведению не совсем трезвая) с сигаретой в зубах пристаёт к полицейским, называя их "оккупационными властями" и обвиняя в организации несанкционированного пикета. В общем. можно только поразиться выдержке как рядовых сотрудников полиции, так и начальника ОВД "Арбат", которое на стали поддаваться на провокации и вели себя предельно корректно.
Также в субботу лагерь "оккупай" на Арбате посетили Владимир Жириновский и Борис Немцов. Первый угостил оппозиционеров мороженым, второй - краткой политинформацией. Других вип-персон замечено не было. И сам "оккупайАрбат" со всей своей сотней активистов уже не вызывал ажиотажа. В итоге, к обеду воскресенья на "точке" остались дежурить от силы три десятка человек, а остальные разошлись кто куда: одни - по своим делам, другие - в тенёк, третьи - к Сахаровскому центру на приуроченный к дню рождения Андрея Сахарова "Фестиваль свободы".
В прежние годы это мероприятие называлось "Сахаровской маёвкой" и собирало преимущественно немногочисленных советских диссидентов. В этом году организаторы решили, что "пришло время сделать нечто большее". А именно, переименовать однодневную "маёвку" в двухдневный "фестиваль", в ходе которого можно будет "поговорить о свободе", "спеть о свободе", "сыграть в свободу", "ощутить свободу", "реализовать свободу", "проникнуться свободой", "и посмотреть, как это делают другие".
Принимая во внимания кочевников-""оккупаев", организаторы разрешили гостям официально лежать на газоне, и даже закупили для более комфортного возлежания пледы. А в завершение программы анонсировали рок-концерт. В общем, интересы сторон должны были совпасть, однако "оккупайСахарова" по всей видимости не получится. Во-первых, мало у кого из радикалов уличного протеста возникло желание присоединиться к диссидентскому празднику жизни. Те же, кто решил приехать, чувствовали себя не в своей тарелке: "Публики мало и странная, чертовски неуютно", - пишет один из гостей фестиваля.
Так что "народные гуляния" пока продолжатся на Арбате. Если же и там не срастётся, переедут ещё куда-нибудь. Причём есть подозрение, что переехать должны абсолютно точно. Как показал накопленный опыт, после 5-7 дней пребывания на одном месте интерес к лагерю падает, а его участники стремительно маргинализируются. Российской внесистемной оппозиции не нужен легальный "гайд-парк". Оппозиционеры панически боятся любого проявления стабильности, будучи совершенно не готовы к конструктивному разговору. Их конёк - это чуть-чуть облагороженная "лимоновщина", предполагающая постоянную борьбу с правоохранительными органами под лозунгом "это наш город" и "мы здесь власть".
И в общем-то, по большому счёту, этой своей "оккупай"-борьбой они никому (ну, почти никому) не мешали и не мешают. Лишь бы газоны не топтали, да в фонтанах не гадили.