logo

"Узники совести" пошли на рекорд

"Узники совести" пошли на рекорд

Вчера вечером блогер Алексей Навальный и лидер Левого фронта Сергей Тютюкин (Удальцов) стали дважды "узниками совести". Если так пойдёт и дальше, то "Международной амнистии" впору учреждать соответствующий орден или иной знак, отличающий многократных лауреатов этого почетного звания.

"Узников совести" по версии международной правозащитной организации Amnesty International на самом деле не так много. В Советском Союзе таковых было чуть более десятка. В современной России до 2011 года российское отделение "Международной амнистии" также достаточно осторожно и бережно подходило к вопросу о присуждении этого статуса кому-либо. Так, за всю историю новой России "узниками" стали четыре человека - Григорий Пасько, Александр Никитин, Юрий Шадрин и Лев Пономарёв. Более того, организация на протяжении нескольких лет, несмотря на возмущение российских правозащитников, отказывалась причислять к категории "узников совести" экс-руководителя ЮКОСа Михаила Ходорковского, высказывая сомнения в том, что тот находится в тюрьме только из-за своей мирной политической деятельности.

Однако с января 2011 года ситуация резко изменилась. Международные правозащитники по какой-то причине сменили гнев на милость, поставив присуждения статуса "узников совести" чуть ли не на конвейерную основу. После задержаний на несанкционированном митинге "Стратегия-31" в новогоднюю ночь 2001 года, AI признала "узниками" Бориса Немцова, Илью Яшина и Константина Косякина. Спустя несколько дней, по настоянию правозащитников, в этот список были включены национал-большевики Эдуард Лимонов и Кирилл Манулин. Единственным исключением стал лидер националистов Владимир Тор, за которого хлопотал сам Немцов, но в AI, видимо, посчитали, что это уже перебор.

Но всё же процесс пошёл. В мае 2011 года долгожданный статус получили Михаил Ходорковский и Платон Лебедев. В августе он достался и лидеру Левого фронта Сергею Тютюкину (удальцову). В декабре этого же года, AI признала "узниками совести" арестованных за участие в несанкционированном митинге на Чистых прудах Илью Яшина и Алексея Навального.

Также по теме: Amnesty international готовит микроблогера Навального в "узники совести"

В апреле 2012 года в число дипломированных "узников" вошли и участницы российской панк-группы Pussy Riot, устроившие шабаш в храме Христа Спасителя. Наконец, по итогам майских "народных гуляний" очередную дозу славы получили опять всё те же Алексей Навальный и Сергей Удальцов.

Если так пойдёт и дальше, то стоило бы порекомендовать "Международной амнистии" ввести какие-нибудь нагрудные знаки отличия, поскольку между оппозиционерами развернулась нешуточная борьба за право считаться самым крутым "узником совести". Пока лидерство удерживает Илья Яшин, считающийся трижды лауреатом этого звания (впервые он стал считаться "узником совести" в мае 2005 года, оказавшись среди задержанных участников оппозиционного шествия в Минске, коих "Международная амнистия" признала "узниками" что называется оптом.

Впрочем, учитывая тот факт, что российские оппозиционеры были обласканы вниманием AI примерно за одни и те же нарушения, Яшин может увеличить отрыв от конкурентов: 17 мая он был получил очередные 10 суток ареста за неповиновении законным требованиям сотрудников полиции. В общем, по той же самой статье, что Тютюкин с Навальным, так что у международных правозащитников уже не остается другого выбора, кроме как признать молодого оппозиционера "узником совести" в четвёртый раз.

По сути дела, "Международная амнистия" сама себя завела в ловушку. Признавая узниками совести или политзаключенными оппозиционеров, получающих небольшие административные сроки (от 5 до 15 суток) за примерно одни и те же правонарушения, допущенные в ходе проведения массовых акций, организация, похоже, не учла, что подобный стиль поведения как раз-таки характерен для российской оппозиции, сознательно идущей на нарушение закона, поскольку проведённая в установленных законодательством рамках акция, по мнению оппозиционеров, даёт куда меньше медийный эффект, нежели самая банальная попытка прорыва.