Пикник на обочине

На Чистых прудах в столице продолжается «народное сидение» за демократию в России. К 14 часам четверга, когда туда прибыл наш корреспондент, сторонников «демократии» у памятника Абаю Кунанбаеву насчитывалось чуть больше 50 человек. Четвертый день митингующие, шествующие и ночующие на улице оппозиционеры не унывают: «В семь часов подтянутся те, кто ушел на работу!»

На закономерный вопрос, почему не на работе оставшиеся на бульваре люди, оппозиционеры мнутся, пытаясь объяснить, что они тоже работают, но ради акций протеста приходится отпрашиваться, - ведь пост на Чистых прудах оставить нельзя! Кому и на сколько приходится отпрашиваться - вопрос открытый, корреспондент «Правды.Ру», побеседовав с протестующими, выяснил, что несколько человек здесь из Санкт-Петербурга, как минимум двое из Астрахани, есть люди и из других городов России. Причем приехали они в столицу еще в преддверии «Марша миллионов» 6 мая.

Уже позже, покидая Чистые пруды, наш корреспондент у выхода на Покровку столкнулся с не по погоде одетой в теплый свитер и не слишком чистую джинсовую куртку девушкой с белой лентой, «сшибающей» у прохожих деньги «на билет». Общаться с журналистом она не захотела, поэтому категорически утверждать, что речь идет об иногородней участнице акции протеста, не будем.

Читайте также: Радзиховский: Оппозицию может спасти только ОМОН

Справедливости ради отметим, что быт протестующих на Чистых прудах более-менее налажен. На тротуарной плитке разложены несколько туристических «пенок», на которых, закутавшись в пыльные шерстяные одеяла, спят утомившиеся от ночных бдений оппозиционеры. Рядом с ними, на расплющенных картонных коробках, группками по 5-6 человек кучкуются бодрствующие участники акции протеста, многие из них также закутаны в одеяла - видимо, никак не могут отогреться после проведенной на улице ночи.

Они едят пиццу, курицу гриль, курят, слушают игру на гитаре. На одной из скамеек организована местная «столовая». Желающим раздают бутерброды с колбасой, печенье, чипсы, салаты из близлежащих магазинов, и куски все той же курицы-гриль. Из напитков - минеральная вода и пепси-кола. Собравшиеся уверяют, что в лагере действует строжайший сухой закон, никакого алкоголя здесь нет, и протестующие сами следят за тем, чтобы среди них не было пьяных. Трудно судить, насколько это удается - от некоторых участников «протестного сидения» попахивает перегаром, но это, безусловно, ни о чем не говорит - трудно ли отойти от «лагеря» на 100 метров по бульвару, употребить купленные в ближайшем магазине напитки, и снова вернуться к соратникам - уже «согревшись»? Так что, может быть, прямо в «лагере» действительно никто не пьет.

К тому же, на близлежащих скамейках в сквере спят люди, смахивающих на самых обыкновенных «бичей». Проблема в том, что некоторых оппозиционеров отличить от них можно только по пачкам сигарет «Парламент» в руках - все-таки 4 дня, проведенные на улице, дают о себе знать. Кстати, пачки сигарет в ассортименте рассыпаны в той же «столовой», рядом с полиэтиленовым пакетом (с парой сотен рублей в нем) под табличкой «Пожертвования на продукты».

В вопросе о том, как долго будет продолжаться «чистопрудное сидение», собравшиеся расходятся. Самый распространенный ответ сводится почему-то к рассуждениям о нелегитимности российской власти. Которую оппозиционеры пытаются продемонстрировать окружающим. Сидеть, видимо, будут пока не продемонстрируют.

Отдельные участники акции протеста говорят, что останутся на бульваре, пока власть не выпустит Навального. А прогуливающийся с журналистами чуть в стороне от «лагеря протеста» Борис Немцов говорит, что намерен в ближайшее время поехать к спецприемнику, где содержат многих задержанных в ходе акций протеста, и устроить там одиночный пикет.

В принципе, такая акция протеста может продолжаться долго - еда, вода и курево есть, четких целей и требований нет. Препятствий, по крайней мере к середине дня четверга, когда на Чистых прудах побывал наш корреспондент, не наблюдалось. За собравшимися следит один-единственный полицейский, да и то находясь на большом отдалении.

А может быть акция протеста в данный момент доживает свои последние часы. Все-таки ни пятидесятью, как днем, ни даже 300-ми, как вечером, участниками революцию не сделаешь. А многодневный пикник в центре города без элементарных удобств все-таки утомляет.