Перед "Маршем миллионов" вместо нагнетания протестных настроений в оппозиционной среде нарастает апатия. Ярчайший пример - упаднические настроения на сайте радиостанции "Эхо Москвы". Той самой радиостанции, что вывела своих слушателей на Болотную и Сахарова в декабре 2011 года.
Анализируя итоги зимнего протеста, журнал "Эксперт" отмечал: "Истинными организаторами митинга на проспекте Сахарова были не политики, а журналисты... В пул организаторов митинга входили... Телеканал "Дождь", журнал "Большой город" и сайт slon.ru... радиостанция "Эхо Москвы"... издательский дом "Коммерсантъ"... "Новая газета" - и другие.
С этим мнением трудно не согласиться, как сложно не заметить и предельно четкую корреляцию между численностью акций протеста и их информационной поддержкой в СМИ. Митинги на Болотной и Сахарова оппозиционные издания не просто освещали, их даже не просто анонсировали, приходить на них в эфире и с полос газет прямо агитировали - в ключе "мы обязаны выполнить свой гражданский долг!" "Новая газета" публиковала вкладки, представляющие собой готовые плакаты для митингов. Таких примеров множество, "на одной только радиостанции "Эхо Москвы" призыв прийти на митинг 24 декабря в разных формах прозвучал тысячи раз", - сообщал в январе "Эксперт", вспоминая крылатое выражение Ленина: "Газета - не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но также и коллективный организатор".
Эти СМИ были реальными организаторами митингов, собиравших десятки тысяч человек. Однако уже митинг 5 марта на Пушкинской площади информационной поддержки удостоен не был. О причинах можно только гадать - кончились ли деньги у организаторов медийной компании, остановили ли волну сами владельцы. Но - существенное снижение численности митинга стало объективным фактором. Как и 10 марта на Новом Арбате.
"Марш миллионов" не имеет такой, как прежде, медийной поддержки - это первый важный для анализа фактор происходящего. Что, видимо, осознают и сами оппозиционеры. Второй - объективная усталость, накопившаяся в обществе после бурно проведенной выборной и митинговой зимы. Третий - отсутствие очевидных перспектив у протестного движения. Ситуация неопределенности разрешилась, в ходе выборов выявлен победитель, причем, даже независимые и далекие от симпатий властям структуры не оспаривают факт победы - спор идет лишь о цифрах: 52 процента отдали свои голоса "за", 58 или более 60-ти.
Радикальный лозунг "марша" - "Не пустим Путина в Кремль!" - не соответствует данным выборов, с которыми вынуждена согласиться и оппозиция. Как не соответствует и намерениям самой оппозиции - продолжать "акции ненасильственного протеста". Продолжать - с какой целью? Как акции могут быть "ненасильственными", если лозунг подразумевает воспрепятствование действиям законной власти? Значит речь о революции? О "майдане"?
Все вроде бы говорит за то, и наиболее бойкие из оппозиционеров разводят в блогосфере демагогию о сборе денег на палатки, которые 6-го разобьют у стен Кремля. Однако заявители мероприятия, от идей "майдана" не открещиваясь, согласовывают митинг на Болотной площади. Фактически, на островке, огороженном двумя рукавами Москва-реки. А на недоуменные вопросы радикалов "как же так?", искренне отвечают "момент внезапности упущен, внезапность была 10 декабря. Сейчас же нам важно просто собраться, чтобы показать власти..." А дальше встает естественный вопрос: показать что и с какой целью? Цепь рассуждений заходит на второй круг.
Пытаясь вырваться из него, представители карликовых внесистемных организаций заводят разговор о "туристическом походе" с палатками на Манежную площадь - после завершения митинга на Болотной. Но, насколько можно судить, в реальность такого похода сами оппозиционеры верят не больше, чем в неоднократные попытки полумифического движения "Прорыв" окружить Кремль "белым кольцом".
"Что будет 6 мая, - задается вопросом Эдуард Лимонов на сайте "Эха Москвы". - Люди придут в количестве нескольких тысяч, но придут на Болотную, апатия наступила еще не у всех... Послеокончания митинга... к метро и погонят массы по полицейским коридорам. Часть уедет сама, часть затолкают в метро".
"Те кто захочет пройти либо проехать к станции метро Охотный ряд, чтобы выйти на Манежную, должны будут преодолеть несколько кордонов полиции. Опыт в оцеплении Манежной у ГУВД есть полуторагодичный, с 11 января 2011 года полиция держит Манежную недоступной для националистов. Предполагать, что полиция позволит пронести на площадь какие-то даже символические палатки, наивно", - пишет Лимонов.
На этом, в принципе, в вопросе "революции" можно было бы ставить точку. Что Лимнов и делает: "В действиях тех, кто дойдет до Манежной будет доля героизма, но и изрядная доля истеричной бессмысленности".
Но характерен даже не сам этот прагматичный анализ ситуации от изобретателя и постоянного участника митингов "Стратегии-31". Куда интереснее реакция на него аудитории "Эха Москвы", по большому счету, Лимонова не жалующей. "Завтра будут прощальные похороны оранжевой революции, придут пару тысяч человек", - пишет посетитель "Эха" в комментариях. "Если бы Немцов... Вас послушал в декабре и не увёл людей на Болотную...", - с горечью пишет другой комментатор.
"Согласен с Лимоновым, все правильно он пишет.., - отмечает слушатель радиостанции. - многие не желают идти на митинг из-за его бесцельности и проведения на Болотной... Безответственные заявления Удальцова о "марше миллионов", нанесли оппозиции ощутимый вред, лидеров "не слышно и не видно"... они вскользь упоминают, что придут... После митинга все СМИ обрушатся на дискредитацию оппозиции..."
"Лимонов все рассчитал (это обязан делать любой, занимающийся политикой), - пишет другой комментатор. - Он прав, НИКАКИХ ПАЛАТОК никому не удастся даже протащить, не только что развернуть. На "Болоте" пройдет очередной ПШИКовый митинг с кричалками, стёбом, шариками и "хламуром" на сцене. Я продолжать эту клоунаду больше не собираюсь. Будут серьезные лидеры, серьезное желание борьбы, иные методы борьбы - буду ходить опять".
Можно, конечно, предположить, что в комментарии к статье Лимонова набежали его сторонники. Но вот ироничное мнение (опубликованное на том же "Эхо Москвы") декана Высшей школы телевидения МГУ им. Ломоносова Виталия Третьякова, озаглавленное: "Сколько тысяч придет на марш миллионов?"
"Этот вопрос сейчас является наиболее популярным, - пишет Третьяков. - Меня сегодня об этом несколько человек спрашивали. А на мою страницу в Твиттере пришло сообщение от Бориса Немцова: дескать, мэрия всё разрешила. И приглашение принять участие в марше. Я ему написал, что обязательно приду миллионным участником, если он мне пообещает (и поклянется), что без меня будет 999 999 человек. Ответа я пока не получил..."
Или - мнение депутата Госдумы 2-го созыва, ныне - члена "Левого фронта", соратницы Сергея Тютюкина-Удальцова Дарьи Митиной. "Дорогие граждане и гражданки, не валяйте дурака. Никто - ни один человек - ни на какую Манежку не выйдет. Просто потому что на полкилометра к ней не подойдет...", - пишет она (публикует все то же "Эхо Москвы"). Главный организатор "марша" Удальцов в субботу, накануне акции, как сообщается, внезапно заболел. Видимо, поэтому Митина успокаивает соратников: "Завтра борьба не заканчивается, а лишь начинается".
"С осени начнется долгий и кропотливый процесс укрепления региональных организаций... Выборы закончились, забудьте. Поговорим о вещах реальных", - пишет Митина.
Вопрос остается все тот же - зачем идти на "Марш миллионов"? Ведь и "выборы закончились", и говорить пора "о реальных вещах", и "процесс" пойдет только с осени. И к Манежной все равно никто не двинется. Ради чего весь этот спектакль?
Таковы настроения, царящие за день до широко анонсированной оппозиционной акции на сайте "Эхо Москвы". Которая, так уж получилось, остается зеркалом столичной оппозиционности.
Нет, пропагандой митинга радиостанция не занимается. Судя по заголовкам и общему настроению, она его хоронит.