Генеральная прокуратура расставила все точки над "i". Прошедшие в стране парламентские и президентские выборы — легитимны. Нарушений было достаточно много, но они, тем не менее, не могли повлиять на общий результат народного волеизъявления, утверждают в прокуратуре. С выводом Генеральной прокуратуры согласен член Общественной палаты РФ, президент редакции газеты "Известия" Владимир Мамонтов.
На этой неделе представляющие интересы "Лиги избирателей" гражданские активисты обратились в Генпрокуратуру и Следственный комитет России с просьбой проверить итоги президентских выборов. В письме к Юрию Чайке они обратили внимание на то, что официальные данные и результаты независимых наблюдателей расходятся.
Ответ не заставил себя долго ждать. В докладе Совету Федерации Генпрокуратура подвела окончательные итоги избирательной кампании. Как говорится в направленном в верхнюю палату парламента документе, всего за период выборов было выявлено около 3 тыс. нарушений избирательного законодательства, объявлено 700 предостережений о недопустимости нарушений закона, по постановлениям прокуроров 95 лиц привлечены к административной ответственности, по прокурорским материалам возбуждено два уголовных дела.
В прокуратуре также оценили характер нарушений. Речь в основном идет о нарушениях "порядка формирования участковых избирательных комиссий, списков избирателей, определения помещений и зданий для проведения агитационных мероприятий и мест для размещения печатных материалов, финансирования избирательной кампании, проведения предвыборной агитации". "Практически во всех субъектах Российской Федерации выявлены факты несоблюдения требований противопожарной безопасности на избирательных участках, в помещениях, где работают избирательные комиссии, а также размещены комплексы ГАС "Выборы", — цитирует доклад сайт "ЕР.Ру" со ссылкой на "Интерфакс".
Итоговый вывод: "Выявленные прокурорами нарушения избирательного законодательства не повлияли на итоги избирательной кампании". Напомним, к такому же выводу чуть ранее пришли и Следственный комитет, и Центризбирком. Причем выводы генеральной прокуратуры соотносятся с "Зеленой книгой" ЦИКа, в которой ранее были обобщены все заявления, обращения и жалобы, поступившие в избирательные комиссии разных уровней в ходе минувших выборов. В общей сложности в ЦИК по итогам думских выборов поступило 1686 обращений. Подтвердилось лишь около 200. В суды поступило 2072 заявлений, из них было удовлетворено 803. Лишь по нескольким участкам было удовлетворено требование отменить результаты выборов.
С выводом Генеральной прокуратуры в интервью "Правде.Ру" согласился член Общественной палаты РФ, президент редакции газеты "Известия" Владимир Мамонтов.
- Конечно, у меня нет такого полного массива цифр, которые есть у ЦИК или у прокуратуры, или у всех, кто так или иначе ими оперирует. Вполне возможно, что та или иная инстанция упустила какое-то нарушение или придала слишком большое значение какому-то нарушению — все вполне возможно. Но как участник общественно совета "Честный выбор", следившего и за думскими выборами, и за президентскими, должен вам сказать, что приблизительно такая точка зрения, что нарушения конечно же есть, я бы даже сказал, нарушений для масштаба страны много, но они не оказывают решающего значения на результаты выборов. Такой точки зрения я придерживался и придерживаюсь. И то, что прокуратура это подтвердила, я считаю, в целом это правильно.
- На ваш взгляд, не поспешила ли Генпрокуратура с выводами, ведь суды еще не закончились, оппозиционные партии и движения продолжают наставить на том, что выборы были сфальсифицированы?
- Я много раз это комментировал, и вопрос, как мне кажется, совершенно в другом. По отдельным фактам, действительно, будут еще суды. Предъявляются доказательства. Нарушения были, но они не оказывали решающего влияния. При этом есть группа политически ангажированных лиц, которым все равно. К тому же вокруг этого идет политическая борьба, политическая спекуляция. Чтобы ты ни сказал, какие бы цифры ни приводил, есть люди, которые их не примут. Они опять скажут — нет, это вранье, это не так, это прокуратура. Вот даже сейчас есть группы людей, которые продолжают с упорством, достойным явно лучшего применения, бороться против будущего президентства Путина как свершившегося факта. На это тоже можно тратить жизнь, очевидно, на этом даже можно, наверное, заработать себе и не только себе политические очки. Но это их проблемы.
И если там есть нарушения, давайте их докажем. Мы в рамках общественного Совета "Честный выбор" ездили и разбирали эти самые нарушения. И как только мы доходили до простой вещи, говорили: "Дайте нам имена, фамилии, адреса, пароли и явки людей, совершивших нарушения или людей, которые вам сообщили об этих нарушения и т. д.". Вот тут все и заканчивалось. Мы выслушивали разговоры: "Ну, вот еще, будем мы вам называть этих людей, их с работы уволят и т. д." Весь набор известен. Такая шла игра в одни ворота. Мне она тоже не очень нравилась. Они заранее громко кричали о нарушениях, но как только ты говорил: предъявите мне что-нибудь. И оказывалось, что этих нарушений в том виде, в котором они описаны, либо их нет, либо их вообще единицы.
Поэтому мне кажется, и нам, и всему государству нужно развивать такое качество, как высокая ответственность. Вот есть у тебя чувство, что происходят нарушения, не только на выборах, а где угодно, и есть судебная процедура, которая для этого существует, надо ее проходить. Понимаю, что суды несовершенны, понимаю, что есть телефонное право, не в безвоздушном пространстве жили и живем. Но если этого не делать, все переходит в интересный разговор — что ты ни делай, а каждый из спорящих останется при своем мнений, потому что кроме политической ангажированности за этими беседами невозможно откопать чего-то реального.