Организаторы митинга в Санкт-Петербурге 25 марта из Гражданского комитета попытались опровергнуть тезис о спаде протестной активности, пообещав вывести как минимум 10 тысяч человек.
"Очень важно сохранить то хрупкое единство оппозиции, которое начало формироваться в период декабрьских акций", - заявила лидер питерского отделения Объединённого гражданского фронта Ольга Курносова на предшествующей митингу пресс-конференции. Подобное утверждение в условиях того, что Курносова сейчас оспаривает своё снятие с поста председателя питерского ОГФ, а митинг на Конюшенной проводился в пику митингу примерно с теми же самыми лозунгами, но прошедшего накануне и организованного конкурирующими с Гражданским комитетом организациями.
"У Ольги Курносовой будет свой личный митинг - у нее есть на это право - пусть проводит, никто ей не может этого запретить. Даже московский центр ОГФ ей ничего запретить не может", - цитирует члена политсовета питерской "Солидарности", одного из организаторов субботнего митинга оппозиции на Марсовом поле Сергея Кузина БалтИнфо.
Усмешка оппозиционера вполне объяснима. Реальных активистов у Ольги Курносовой и другого соорганизатора акции - председателя "Русской партии" Николая Бондарика, едва ли наберётся на полноценный пикет из пары десятков человек. Да и входящий в состав оргкомитета акции представитель КПРФ Юрий Савельев, как выяснилось, присутствует там лишь в качестве наблюдателя, пресекая любые предположения на тему сотрудничества компартии с внесистемными оппозиционерами.
Впрочем, честь и хвала членам Гражданского комитета, которые, заранее проигрывая в живо силе, сделали ставку на пиар-составляющую - начиная от громких заявлений об объединении оппозиции и обещания в ближайшее время начать "нащупывать некую позитивную программу" до приглашения на митинг топовых оппозиционеров в лице Сергея Удальцова, Алексея Навального и Дмитрия Демушкина. По словам организаторов, со всеми из вышеназванных была устная договорённость, но всё будет зависеть от личных планов "випов", которые вследствие болезни или же плотного рабочего графика могли не добраться до Северной столицы.
В общем, как можно уже догадаться, никто из вышеназванных фигур на митинге так и не появился. Да и народу собралось куда меньше, чем планировалось: по оценкам журналистов на акции, которая, кстати, началась с 15-минутным запозданием, потребовавшейся сотрудникам правоохранительных органов на проверку информации о якобы заминированной площади, на собралось от 150 до 200 человек.
Также по теме: Протест затютюкали
Содержательная часть митинга, больше напоминавшая концерт ретро-политиков, также не преподнесла сюрпризов. Лидер виртуального "Российского общенародного союза" Сергей Бабурин предложил конституционно упразднить Государственную думу и Совет федерации. Экс-депутат Госдумы от ЛДПР Николай Курьянович потребовал отменить 282-ю статью об экстремизме, вернуть 172-ю статью (запрещающую гомосексуальные отношения), а также вместе с Ходорковским посадить и остальных олигархов, после чего прочитал стихи в честь русской нации. Николай Бондарик предрёк наступление экономического коллапса в России уже к сентябрю этого года и призвал всех русских к объединению.
Акция продлилась около часа и завершилась без особых эксцессов. Если не считать задержание правоохранителями представителя движения ТИГР Александра Расторгуева. Но и его судьба не особо заинтересовала митингующих, большинство которых, несмотря на призывы Ольги Курносовой остаться на площади до выяснения судьбы своего соратника, предпочло покинуть место проведения митинга.
Оставшиеся несколько десятков человек, как обещали, предприняли попытку устроить шествие по Невскому проспекту. И часть оппозиционеров, проявив изобретательность, сумело обойти полицейские кордоны. Но лишь для того, чтобы скандируя лозунги пройти несколько метров по Невскому и завершить акцию уже в отделении полиции.
Можно ли считать данную акцию провалом? Если приниматься во внимание заявленную численность в 10 тысяч человек и пару сотен реальных участников, то это, безусловно, провал. С другой стороны, никакого провала, поскольку эти самые полторы-две сотни человек и есть то, чем на сегодняшний день реально располагают оппозиционеры, обвиняющие в своих неудачах кого угодно (власть, полицию, телефонных хулиганов и т.д.), но только не самих себя.