Митинг "Occupy фонтан на Пушкинской"

Оппозиционный митинг 10 марта на Новом Арбате показал, что "их борьба продолжается". Правда, уже совсем не ясно, чья это "их", и в чем она, эта борьба, выражается. Единственным зримым итогом акции стала очередная попытка Сергея Удальцова оккупировать фонтан на Пушкинской площади. И снова неудачная.

Собирались на митинг тяжело. Через полчаса после его начала ГУ МВД России по Москве насчитало на Новом Арбате не более 5 тысяч человек. Действительно, плотная толпа митингующих стояла на тротуаре от первой на улице "книжки"-высотки со стороны Садового кольца, где была установлена сцена, до экс-казино "Метелица". То есть на протяжении примерно 50 метров. По остальному Новому Арбату к сцене не торопясь двигались люди - поток, сравнимый с плотностью пешеходов в обычный будний день.

К этому же времени относится и первый демонстративный уход с митинга - националисты, развернув свои колонны, направились к выходу с мероприятия. В ответ на вопросы журналистов, лидер движения "Русские" Дмитрий Демушкин пояснил, что они устали слушать людей, которые непонятно кого представляют, устали слушать про Ходорковского, не хотят участвовать в клоунаде. Здесь меньше, чем на Болотной и на Сахарова, а на следующий митинг вообще никто не придет, заявил Демушкин.

Впрочем, брожение наблюдалось и среди тех, кто остался у сцены. Дело в том, что как минимум первые полчаса мероприятия, по-прежнему называемого "За честные выборы", были полностью посвящены судьбе "политзаключенных", по большей части - Алексея Козлова. Далеко не всем собравшимся была знакома эта фамилия, один из митингующих обратился с недоуменным вопросом к корреспонденту "Правды.Ру", а услышав в ответ "это муж Ольги Романовой", взглянул неприязненно и отошел, очевидно решив, что над ним издеваются.

Но в том-то и дело, что предприниматель Алексей Козлов, уголовное дело в отношении которого по статье "мошенничество" тянется еще с 2007 года, действительно муж экс-ведущей "Рен-ТВ" Ольги Романовой. А она на данный момент - член оргкомитета "За честные выборы" и кассир митингов.

Лишь к 14 часам, через час после начала, была достигнута пиковая численность мероприятия, которую полиция оценила в, примерно, 10 тысяч человек. Со сцены немедленно заявили, что здесь не менее 25 тысяч протестующих. Следующий оратор назвал цифру в 20 тысяч. Численность оппозиционных мероприятий и обвинения в адрес правоохранительных органов, которые непрерывно ее занижают, стали очередной темой для выступлений со сцены.

Другой темой стали нарушения на выборах. О том, как он работал наблюдателем и видел "карусели" рассказал актер Максим Виторган. О том же поведали другие наблюдатели. Известная светская львица Ксюша Собчак, несмотря на явное неприятие со стороны участников митинга, проявившееся еще в феврале, в очередной раз вышла на сцену и рассказала о своем опыте наблюдения за выборами. Ее выступление сопровождалось непрерывным свистом со стороны публики.

В это время корреспондент "Правды.Ру" заметил пробирающуюся от сцены девушку с бейджем наблюдателя и большим белым значком с надписью "ТИПУН АЙХУН" на лацкане пальто: "Можно Вас сфотографировать так, чтобы были видны данные бейджа?" "Да, только без этого, у меня был хороший участок", - и девушка кокетливо прикрыла ладонью оппозиционный значок.

На вопрос, зачем она тогда пришла на митинг, барышня предпочла не отвечать.

В начале третьего начался массовый отток людей с митинга. Виной тому стала полная бессодержательность выступлений и появление на сцене все новых и новых личностей, известных лишь в узкой тусовке внесистемных оппозиционеров. Так, ведущий Владимир Рыжков объявил, что сейчас выступит студентка журфака Вера Кичанова. "Целая студентка журфака!", - со значением отметили в группе, пробирающейся к выходу.

В этой связи достаточно комично прозвучал клич сопредседателя "Левого фронта" Сергея Удальцова "Мы не уйдем!" Впрочем, по окончании мероприятия он сам призвал своих сторонников идти на Пушкинскую площадь, где 5 марта уже пытался оккупировать закрытый на зиму фонтан. Впрочем, дальше пересечения с Бульварным кольцом возглавляемое Удальцовым шествие не продвинулось. Наиболее активные сторонники похода на Пушкинскую, в том числе и сам сопредседатель "Левого фронта", были задержаны, оставшихся сотрудники полиции вытеснили ко входу на станцию метро Арбатская.